
«Всему своё время» — сказал мудрый Экклезиаст. И как же это верно для каждого момента нашей жизни. Очередное тому подтверждение я получила во время нашей летней семейной поездки на машине из Москвы в Анапу.
Сыновья тогда были маленькие, старшему — пять лет, младшему — три года. Поэтому решили разделить дорогу на три дня, с остановками на ночь в паре крупных городов. Для кого-то, наверное, столько времени на дорогу — это слишком много. Но мы сразу договорились ехать спокойно, не торопясь, с возможностью останавливаться еще и на небольшой отдых по пути. Одна из таких остановок в дальнейшем дала пищу для размышлений.
Это был третий день нашего пути. Стояла очень жаркая погода. Для маленьких детей такая жара уже тяжело, а если ещё в машине на раскаленной дороге с многочисленными автомобильными пробками...
В общем, приходилось останавливаться даже чаще, чем мы изначально запланировали. И вот, настал очередной момент, когда дети невыносимо устали. Хорошо, что как раз рядом оказалась благоустроенная площадка для таких путников, как мы. Несколько свободных беседок, чтобы посидеть спокойно и пообедать. А еще — место, где дети могут побегать, выплеснуть энергию, скопившуюся за время сидения в машине.
Долго задерживаться не планировали. До Анапы оставалось километров триста. Поскорее бы уже доехать. Тем более там нас ждали мои родители, прилетевшие на отдых из Сибири. Конечно, очень хотелось быстрее увидеться. Так что, когда наш так сказать, «привал» начал затягиваться, я стала всех поторапливать. И тут, как специально, дети затеяли игру. Они обнаружили пологий склон за стоянкой, и, конечно, для них началось веселье — бежать вниз, потом карабкаться обратно наверх, и так много-много раз.
Вот уж поистине, дети — вечный двигатель. И никак им не объяснить, что пора ехать, что время идет. Но время шло только для нас, родителей. У детей была игра и веселье! Когда мальчишек всё же удалось увести от этого склона, мы обнаружили метаморфозы с их одеждой... Так как склон был покрыт разной сорной травой, футболки, и штаны оказались усыпаны колючими семенами.
В общем, пока дети успокоились, пока мы сняли с их одежды колючки, прошло уже кратно больше времени, нежели мы рассчитывали.
В машине я продолжала сокрушаться, что так долго провозились. А муж сказал: «Не переживай, всё вовремя». Как же он был прав! Проехали мы всего, наверное, пару километров и попали в «пробку». Вместо трех автомобильных полос свободной оказалась почему-то только одна. Водителям приходилось оттормаживаться, перестраиваться. Мы не ехали. Мы просто еле-еле ползли.
Через некоторое время нам открылась причина, по которой оказались перекрыты две полосы. На дороге валялись брёвна. Чуть дальше стоял грузовик, который их перевозил. Мы огляделись. Пострадавших не было. Слава Богу!
Дальше дорога была свободней. Некоторое время мы с мужем ехали в тишине, в размышлениях. И потом одновременно: «А если бы мы не задержались?», «А если бы дети не затеяли свою игру?», «А если бы выехали ровно тогда, когда считали нужным?». И эти бревна опрокинулись бы на нас? Столько вопросов, и ответ нам был известен. Не задержись мы на стоянке из-за такой, казалось бы, несерьезной причины как детское баловство, эти бревна могли опрокинуться на нас...
Поездка тогда закончилась благополучно. Мы добрались до Анапы, встретились с моими родителями. Но до сих пор время от времени я вспоминаю этот случай, а в голове звучат слова: «Не переживай, все вовремя».
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер