Весной в стране Восходящего солнца цветет сакура. Японцы ждут появления нежных лепестков как праздника. Православные христиане в это время встречают Воскресение Христово. И бело-розовое благоуханное кипение парков символизирует для них победу жизни над смертью.
Впервые православную Пасху в Японии праздновали в 1861году. В консульском домовом храме Воскресения Христова собрались тогда исключительно русские. Служить как раз назначили молодого иеромонаха Николая (Касаткина). Того самого, который нынче известен нам как святой Николай Японский.
Прошло чуть больше десяти лет, и на пасхальное богослужение пришли первые японцы. Их было всего семь человек, но решительных и мужественных – за участие в христианских собраниях в то время можно было даже угодить в тюрьму. Служба вершилась на церковно-славянском языке, лишь отдельные возгласы священник подавал на японском.
Отец Николай взялся исправить положение – стал переводить богослужебные тексты. Будущий святитель радел о том, чтобы японцы имели возможность погрузиться в радостный смысл Евангелия и христианских молитв. Особое внимание он уделял переводу Цветной триоди, в которой заключены неповторимые по своей пронзительности и красоте пасхальные песнопения.
В начале двадцатого века служба на Пасху совершалась уже полностью на японском. К этому времени на территории русской миссии был возведен просторный величественный собор Воскресения Христова, а настоятель-иеромонах уже стал архиепископом. Святитель Николай имел обыкновение раздавать после пасхальной литургии крашеные яйца. В разные годы прихожане получали из его рук от шестисот до тысячи яиц.
Непременной была и общая праздничная трапеза. Блюда на ней преобладали традиционно русские – творожная пасха, куличи, а атмосфера царила братская. В воздухе витало, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни японца, ни русского – все братья и сестры.
Это отношение друг к другу удалось пронести сквозь годы. Нынче в стране Восходящего солнца 69 православных приходов, и костяк в них составляют местные жители. Но в день Светлого Христова Воскресения в храмах собираются все, кому дорог этот праздник - греки, русские, румыны, сербы, болгары, грузины. И все они слышат в потоке японского языка на пасхальной службе свои родные наречия – праздничный тропарь и Евангелие звучит на десятке языков.
А уж священнический возглас «Харисутосу фуккацу» никому переводить не надо. На едином выдохе звучит в ответ победное: «Дзицу-ни фуккацу!». Воистину воскресе Христос!
«Помощь бездомным». Константин Ветренко, Андрей Якунин
Гостями программы «Делатели» были руководитель хабаровской общественной организации «Милосердие» Константин Ветренко и руководитель направления помощи бездомным Синодального отдела по благотворительности Андрей Якунин.
Мы говорили о помощи бездомным и людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели
«Жизнь»
Жизнь ― она вне пределов суеты. Она ― это кваканье лягушек или запах пожарища и тона переходные небес; или дождь, ночь, тишина и капли по крыше; или рассеянные туманы, сиреневые рассветы, или ночные огни. Всё это за пределами чувств. То, что схватываешь пальцами души, как берёшь на ощупь воздух, то, иное, к чему не можешь притронуться, ― но ты и этого касаешься, непроизвольно, непринуждённо, по-свойски, словно тысячу лет тебя там ждали, и вот ты пришёл домой.
Все выпуски программы Утро в прозе
14 января. О семье святителя Василия Великого
Сегодня 14 января. День памяти святой Емилии, матери святителя Василия Великого, жившего в четвёртом веке.
О семье святителя — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы слышим слова «святое семейство», то всегда относим их к Пресвятой Богородице, Праведному Иосифу и Господу нашему Иисусу Христу. В истории церкви было немало семей, в которых все члены семьи были святыми. Одним из самых замечательных таких семейств была семья святителя Василия Великого. Его мама Емилия, он сам, его сестра Макрина, его брат Петр, епископ Севастийский, все они станут святыми. И не просто святыми, а теми людьми, которые во многом повлияют на становление Церкви Христовой, потому что IV век — это золотой век святоотеческой письменности.
Отец умер рано, и святитель Василий вспоминал, что воспитывала и наставляла их в благочестии сестра Макрина, но над всем этим, как птица, своими крылами покрывала своей любовью мать святая Емилия. И дети росли, все разные, и все очень по-разному в церкви раскрылись. Но все стали святыми.
Удивительно, как в церкви послужит святитель Василий. Он будет и талантливым администратором, и догматистом, и первым будет основывать Дома милосердия, которые так и будут называться Дома Святого Василия. Там будут самые обездоленные, самые презренные, самые отверженные. И вот этот опыт, безусловно, святитель Василий извлек из опыта христианской заботы своей матери, потому что она заботилась обо всех. Она была примерной христианкой, любящей, скорбящей и сорадующейся со всеми людьми, которые встречались на ее пути.
Все выпуски программы Актуальная тема