Священное Писание обоих заветов настойчиво предостерегает нас от идолов; кажется, для нас, живущих в мире, совсем непохожем на мир Апостолов и Пророков, эти предостережения просто излишни. Какая-то ненужная архаика. Никто не скандирует “Велика Артемида Ефесская!”, никто не приносит жертв Зевсу, никто, тем более, не сожигает младенцев в жертву Ваалу. Значит ли это, что идолов вокруг нас нет? Увы, есть.
Идол - это то, чему люди поклоняются, но при этом не Бог. Что есть поклонение? Не просто проявление почтения - нам, например, заповедано почитать родителей, пастырей, царей и вообще друг друга. Поклонение полагает в ком-то или чем-то ценность, превосходящую все другие ценности. Поклонение римскому Императору, например, означало провозглашение “я не признаю над собой власти большей, чем твоя власть”. Почитание наивысшей ценностью в жизни партии, нации, родины, демократии, прогресса, науки, искусства - чего угодно, что не есть Бог, есть идолопоклонство. Причем все эти вещи вовсе не обязательно плохи сами по себе. Просто если именно они - а не Бог - стоят в центре Вашей жизни, Ваше сердце отдано идолам, а не Богу.
Почему люди отдают свои сердца идолам?
Две глубочайшие потребности человека - это потребность в общности с другими людьми и в осмысленности своей жизни. Это часть нашей природы, более глубокая, чем еда или пол. Как пишет отец Александр Мень, в истории тысячи людей отказывались от всех телесных радостей и добровольно принимали жизнь в суровом самоограничении, потому что видели что-то более важное и более желанное.
Эта потребность в общности и осмысленности сильнее, чем даже инстинкт самосохранения - последователи религий и идеологий охотно отдавали свои жизни, чтобы утвердить свою верность своим соратникам или убеждениям. Дело тут часто даже не в обещаниях посмертной награды. Камикадзе умирали за Императора и Японию, нацисты - за торжество Арийской Расы, а коммунисты - за Светлое Будущее всего человечества, не веря ни в какое посмертное воздаяние.
Они умирали, потому что ценили единство со “своими” больше самой жизни. Император и Япония, Арийская Раса или Пролетариат давали им чувство того, что их жизнь имеет смысл и ценность.
Люди ищут прилепиться к чему-то - к нации, к политической партии, к “мировому сообществу”, к чему угодно еще. К тому, что дает им чувство принадлежности к чему-то большому и хорошему, важному и достойному. К каким-то людям, о которых можно с непередаваемым чувством сказать “наши”. Люди яростно препираются, даже убивают друг друга, споря, чей идол лучше. Все это тяжкое извращение — а где же норма? Чего на самом деле ищет человеческое сердце?
Мы созданы для общения с Богом и Его святыми. Как сказал блаженный Августин, “Ты создал для себя, и мятется сердце наше, пока не успокоится в Тебе”.
У нас есть общность, к которой мы принадлежим - это небесный Иерусалим, где правит Христос, где живут ангелы и святые. “Наши” - это святые киевские и московские, как и святые из всех народов. Наша жизнь исполнена глубокого смысла - мы призваны на службу самим Царем Мироздания. Именно у Бога мы и должны искать оправдания нашей жизни,
Мы не должны искать осмысленности и принадлежности где-то еще.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.