Священное Писание обоих заветов настойчиво предостерегает нас от идолов; кажется, для нас, живущих в мире, совсем непохожем на мир Апостолов и Пророков, эти предостережения просто излишни. Какая-то ненужная архаика. Никто не скандирует “Велика Артемида Ефесская!”, никто не приносит жертв Зевсу, никто, тем более, не сожигает младенцев в жертву Ваалу. Значит ли это, что идолов вокруг нас нет? Увы, есть.
Идол - это то, чему люди поклоняются, но при этом не Бог. Что есть поклонение? Не просто проявление почтения - нам, например, заповедано почитать родителей, пастырей, царей и вообще друг друга. Поклонение полагает в ком-то или чем-то ценность, превосходящую все другие ценности. Поклонение римскому Императору, например, означало провозглашение “я не признаю над собой власти большей, чем твоя власть”. Почитание наивысшей ценностью в жизни партии, нации, родины, демократии, прогресса, науки, искусства - чего угодно, что не есть Бог, есть идолопоклонство. Причем все эти вещи вовсе не обязательно плохи сами по себе. Просто если именно они - а не Бог - стоят в центре Вашей жизни, Ваше сердце отдано идолам, а не Богу.
Почему люди отдают свои сердца идолам?
Две глубочайшие потребности человека - это потребность в общности с другими людьми и в осмысленности своей жизни. Это часть нашей природы, более глубокая, чем еда или пол. Как пишет отец Александр Мень, в истории тысячи людей отказывались от всех телесных радостей и добровольно принимали жизнь в суровом самоограничении, потому что видели что-то более важное и более желанное.
Эта потребность в общности и осмысленности сильнее, чем даже инстинкт самосохранения - последователи религий и идеологий охотно отдавали свои жизни, чтобы утвердить свою верность своим соратникам или убеждениям. Дело тут часто даже не в обещаниях посмертной награды. Камикадзе умирали за Императора и Японию, нацисты - за торжество Арийской Расы, а коммунисты - за Светлое Будущее всего человечества, не веря ни в какое посмертное воздаяние.
Они умирали, потому что ценили единство со “своими” больше самой жизни. Император и Япония, Арийская Раса или Пролетариат давали им чувство того, что их жизнь имеет смысл и ценность.
Люди ищут прилепиться к чему-то - к нации, к политической партии, к “мировому сообществу”, к чему угодно еще. К тому, что дает им чувство принадлежности к чему-то большому и хорошему, важному и достойному. К каким-то людям, о которых можно с непередаваемым чувством сказать “наши”. Люди яростно препираются, даже убивают друг друга, споря, чей идол лучше. Все это тяжкое извращение — а где же норма? Чего на самом деле ищет человеческое сердце?
Мы созданы для общения с Богом и Его святыми. Как сказал блаженный Августин, “Ты создал для себя, и мятется сердце наше, пока не успокоится в Тебе”.
У нас есть общность, к которой мы принадлежим - это небесный Иерусалим, где правит Христос, где живут ангелы и святые. “Наши” - это святые киевские и московские, как и святые из всех народов. Наша жизнь исполнена глубокого смысла - мы призваны на службу самим Царем Мироздания. Именно у Бога мы и должны искать оправдания нашей жизни,
Мы не должны искать осмысленности и принадлежности где-то еще.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (19.03.2024)
Курская Коренная икона Божией Матери. Крымская эвакуация 1920 года
С первых дней революции 1917 года стало ясно, что большевики намерены уничтожить православную веру. По всей России началось разорение храмов и монастырей, полилась мученическая кровь. Для борьбы с большевиками русские офицеры объединились в Белую гвардию. Но противостояние оказалось неравным. Белогвардейцы постепенно отступали за пределы России, а вместе с ними покидали родину тысячи соотечественников.
В изгнании оказались не только люди, но и христианские святыни. В октябре 1919 года Курский епископ Феофан (Гаврилов), уезжая из родной епархии от большевистского террора, спас от поругания древнюю Курскую Коренную икону Божией Матери. Весной 1920 года святыня была доставлена сначала в Грецию, затем в Сербию.
Но через полгода реликвия вновь вернулась на родину. А именно — в Крым, который оставался последней частичкой свободной русской земли. Возглавлявший сопротивление большевикам генерал Пётр Врангель обратился с прошением к епископу Феофану доставить Курскую Коренную икону на полуостров. Военачальник надеялся, что встреча с чудотворным образом воодушевит солдат и офицеров на оборону. И Курский святитель откликнулся на просьбу. Древняя икона прибыла в Севастополь 14 сентября 1920 года. Встречать её вышел практически весь город. Людей охватила необычайная радость, словно сама Богородица посетила многострадальную русскую землю.
Полтора месяца Белая гвардия держала оборону, но в итоге всё же сдала свои позиции. Началась Крымская эвакуация — очередной исход русских людей с Родины. Из портов полуострова вышло сто двадцать шесть судов, вместивших в себя сто сорок шесть тысяч человек. Среди них были и архиереи, создавшие впоследствии Синод Русской Православной Церкви Заграницей. Эвакуация проходила спокойно и организованно. Несмотря на возрастающую с каждым часом опасность прихода большевиков, беженцы не впадали в панику. Эмигрантов укрепляла мысль, что Божия Матерь сопутствует им своей чудотворной иконой.
Святыня покидала Родину на корабле «Генерал Алексеев», который держал курс на Константинополь. Стоя на палубе этого судна, епископ Феофан вознёс над головой Курский Коренной образ и благословил им русскую землю.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Митрополит Исидор (Никольский)
В тысяча восемьсот двадцать девятом году настоятелем Петропавловского монастыря во Мценске Орловской губернии назначили молодого архимандрита Исидора. Новый настоятель устроил в монастыре ежедневные трапезы для бедных, организовал сбор тёплых вещей для раздачи нищим, открыл сиротский приют. Люди звали его родным отцом и с плачем провожали, когда через четыре года архимандрит Исидор по приглашению самого митрополита Филарета Дроздова, уезжал в Москву: помогать святителю Филарету в его трудах по переводу Библии с церковнославянского на русский язык.
Будущий митрополит Исидор (Никольский) родился в семье бедного диакона и с первых же дней жизни узнал, что такое нужда. Ему исполнился всего один год, когда он остался сиротой. Дядя выучил мальчика грамоте; знакомые помогли поступить в Тульское духовное училище. Благодаря доброте окружающих его людей, Яков — так звали будущего митрополита до принятия монашеского пострига — скоро встал на ноги, и дальше двигался уже самостоятельно: семинария, столичная духовная Академия, монашество.
В тысяча восемьсот шестидесятом году Исидора, возведённого к тому времени в сан митрополита, назначили архиереем Санкт-Петербургской, Новгородской и Финляндской епархии. Здесь при Александро-Невской Лавре митрополит основал целую сеть благотворительных учреждений. В тысяча восемьсот шестьдесят втором году он учредил Епархиальный дом призрения для бедных духовного звания. Здесь безвозмездно проживали вдовы священнослужителей и дети, оставшиеся без родительского попечения. Для них при Доме призрения было открыто училище. Впоследствии в народе это учреждение получило название по имени своего основателя: Исидоровский дом убогих.
В тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году в новгородском Деревяницком женском монастыре митрополит Исидор Никольский основал епархиальное училище для девиц духовного звания. В постройку трёхэтажного корпуса владыка вложил собственные средства. Училище на бесплатной основе принимало девушек из малообеспеченных семей. Подобное женское училище митрополит Исидор устроил и в Петербурге. В тысяча восемьсот восемьдесят девятом году владыка построил при училище домовую церковь, которую освятил во имя преподобного Исидора Пелусиотского.
В июле тысяча восемьсот девяносто первого года в один из Петербургских храмов пришла группа столичных литераторов с просьбой отслужить панихиду по поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову — в эти дни исполнялось пятьдесят лет с момента его гибели. Настоятель храма был озадачен: Лермонтов погиб на дуэли, что по церковным правилам приравнивалось к самоубийству. А по самоубийцам панихид не служат, — рассудил священник и в поминовении отказал, направив литераторов за разрешением вопроса к архиерею.
Митрополит Исидор принял и внимательно выслушал литераторов. Некоторое время владыка раздумывал, а потом ответил: «Бог рассудит! Я же дозволяю служить панихиду по умершему — ради живых, по вере их и любви!»
Поступать с людьми по любви митрополит Исидор старался на протяжении всей своей жизни. До самой кончины в тысяча восемьсот девяносто втором году он в Александро-Невской лавре принимал просителей и всем с любовью и добром обязательно помогал. Давал погорельцам деньги на строительство новых домов; определял сирот в приюты, бедным вдовам подыскивал достойную работу. Усердно трудился он и на посту главного попечителя Императорского человеколюбивого общества и за свою благотворительную деятельность был удостоен личной высочайшей благодарности от императора Александра Второго и многих государственных и церковных наград.
Все выпуски программы Имена милосердия