Христианство говорит об одной универсальной, обязательной для всех, системе моральных ценностей. Не мы установили моральный закон, и не в нашей воле его изменить. Это часто вызывает протест — что за тоталитарные притязания? Разве не каждый для себя имеет право решать, что хорошо и что плохо? Кто вы (или я) такие, чтобы говорить другим о том, что правильно, а что — нет?
Такой взгляд называется «моральный релятивизм» — истины в моральных вопросах не существует, каждая культура (или даже каждый отдельный человек) вольны придерживаться своих собственных ценностей. Проблема этого воззрения не в том, что оно противоречит Библии — а в том, что оно противоречит как самому себе, так и всеобщему человеческому опыту.
Когда вы говорите «неправильно навязывать людям универсальную систему ценностей» вы уже делаете универсальное, ко всем людям относящееся утверждение о правильном и неправильном, то есть опровергаете собственное заявление. Кто вы такой, чтобы указывать всем людям, что правильно? Почти все культуры в мире полагают, что нравственные ценности — это не то, что люди себе выдумывают; это что-то объективное, чему люди обязаны следовать. Когда вы говорите «правильно быть моральным релятивистом и неправильно — абсолютистом» (то есть человеком, верующим во всеобщий моральный закон), вы уже провозглашаете на весь мир определенные требования к поведению людей, заявляете о том, что большинство людей в этом мире неправы — и всегда были неправы.
Более того, когда вы хвалите или порицаете других людей, вы также неизбежно апеллируете к общему для всех моральному Закону. Релятивист, который порицает, скажем, испанских конкистадоров, противоречит себе — кто он такой, чтобы отказывать конкистадорам в праве быть жестокими и нетерпимыми? Такова их конкистадорская культура, и кто мы такие, чтобы им указывать? Когда релятивист порицает инквизиторов за нетерпимость, а Вольтера, напротив, хвалит за проповедь терпимости, он обращается к каким-то стандартам добра и зла, которые он считает обязательными для всех людей. Люди достойны похвалы, если им следуют, и порицания, если их нарушают. Это ровно то же самое провозглашение универсального, обязательного для всех Закона, что и в традиционной, в частности, христианской этике — только релятивист не может объяснить, откуда этот закон берется и на чем основан. Выражать какие-либо нравственные упреки другим людям, считать какие-то требования «справедливыми» — значит, неизбежно, обращаться к системе ценностей, которую вы считаете обязательной для всех. Поэтому вера в универсальный моральный закон — это часть нашей человеческой природы. Мы знаем это и до библейского Откровения — Откровение просто знакомит нас с Автором Закона.
«Подвиг Царской семьи и их приближенных». Пётр Мультатули
Гостем программы «Вечер Воскресенья» был историк, публицист, профессор кафедры истории Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского Пётр Мультатули.
Наш гость рассказал о том, как в его семье сохранялась вера, в том числе в советские годы, как у него появился интерес к истории и в том числе к личности императора Николая II. Кроме того наш гость рассказал о своем прадеде Иване Михайловиче Харитонове, поваре Царской семьи, расстрелянном вместе с ними в подвале Ипатьевского дома.
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Как давать милостыню?» Священник Андрей Дорохин, Виталий Сурвилло, Виталий Заболотный
В этот раз участниками дискуссии в программе «Клуб частных мнений» были клирик храма пророка Илии в Обыденском переулке и храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в СИЗО «Матросская тишина» священник Андрей Дорохин, руководитель информационного центра «Библиотека имени Ушинского» Российской Академии образования Виталий Сурвилло и организатор православных миссионерских встреч Виталий Заболотный.
Разговор шел о том, как правильно давать милостыню, каждому ли просящему нужно помогать, что о милостыни сказано в Священном Писании, что советуют святые отцы, и как всё это правильно применять в своей жизни.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
- «Как давать милостыню?» Священник Андрей Дорохин, Виталий Сурвилло, Виталий Заболотный
- «Покаяние». Прот. Алексей Батаногов, Евгения Ульева, Евгений Сулес
- «Музыка в жизни христианина». Свящ. Олег Осадчий, Александр Демидов, Татьяна Любомирская
При поддержке VK
Задонск. Богородице-Тихоновский (Тюнинский) монастырь
История города Задонска Липецкой области тесно связана с именем святителя Тихона (Соколова). Епископ жил здесь на покое в восемнадцатом веке. Он часто проводил время в молитвенном уединении в окрестных лесах. Одним из любимых мест подвижника была роща близ села Тюнино, в трёх верстах от Задонска. Епископ своими руками расчистил и обустроил здесь родник. Возле этого ключа в 1813 году горожане построили церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». При храме был учреждён женский монастырь. Сёстры жили в хижинах, крытых соломой. Они ткали сукно на продажу и тем добывали себе пропитание. После прославления святителя Тихона и обретения его мощей Задонск стал паломническим центром. Монастырь в Тюнино получил название Богородице-Тихоновский. Его обнесли каменной оградой, на территории построили величественный Вознесенский собор. После революции 1917 года безбожники изъяли у монахинь всё имущество. Сестры трудились в колхозе за хлебные карточки. В 1930 году власти закрыли обитель, святой источник засыпали. Но живительная влага пробилась из-под земли, когда обитель вновь стала действующей в начале двадцать первого века. Монахини обустроили над родником колодезь и купальни. Паломники, приезжая в Задонск, непременно бывают и в Тюнинском Богородице-Тихоновском монастыре.
Радио ВЕРА в Задонске можно слушать на частоте 95,2 FM