Новелла Матвеева - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Новелла Матвеева

Поделиться Поделиться

В начале 2000-х годов любимая несколькими поколениями слушателей, славная прародительница отечественной авторской песни Новелла Матвеева — а она и вправду когда-то записала пластинку самой первой из наших бардов — выпустила тихое стихотворение о двух лебедях.

Мне кажется, что в этом маленьком этюде под названием «Контрапункт» (что есть искусство одновременного сочетания нескольких мелодических линий) запечатлён своеобразный «автопортрет» её уникального лирического дарования: обаятельного, сердечного, нежного, очень детского и умудрённого разом.

Два лебедя
Из камышей на свободу
Выскользнули. И вот
Один погружает голову в воду,
Другой просто так плывёт.

Мрачит ли прохожая водоросль
тучкой
Лучистое небо вод, —
Один — как светильник
с изогнутой ручкой.
Другой — просто так. Плывёт...

Один поглядел: это что промелькнуло?
Опять наклоняется. Пьёт.
И звёздами брызги срываются с клюва...
Другой — просто так плывёт.

Новелла Матвеева, «Контрапункт», май 2005-го года

Уроженка Царского Села, несуетная затворница, воспевшая бескорыстие и благородство, автор знаменитых «Каравана»«Цыганки-молдаванки» и «Кораблика» — Новелла Матвеева написала в советские годы удивительное стихотворение о Храме на Успенском Вражке.

Но перед тем, как я его вам прочитаю, познакомлю с одним её маленьким монологом, записанным писателем Дмитрием Шеваровым.

«...Я стараюсь избегать всякого зла. Я считаю, что если верить в Бога, а я в Него верую, то никакие обстоятельства не страшны будут. Никакие. А кто верует, тот меньше зла делает. И я таким образом меньше зла делаю. Я считаю, что очень много наделала зла по вине какой-то моей нечуткости, по заблуждению, эгоизму... Может быть, это было оттого, что я была атеисткой очень долго — как дочь коммуниста и, естественно, атеиста. Но почему-то вот отцу атеизм не мешал быть добрым, а мне это мешало — понимаете?»

И в ответ на предположение собеседника о том, что её вера была, возможно, не прояснена до поры до времени, — Новелла Николаевна ответила так:

«...конечно, потому что вообще поэт, если он Поэт, — он обязательно верует, — но, бывает, об этом просто не знает».

Церковь Воскресенья

На Успенском Вражке.

Как воды прохладной бульканье в баклажке,

Свежесть воркованья в горле голубином.

И заря за крышами — гаснущим рубином.

Изморозью купол оперён жемчужной.

А в неёмкой нише на стене наружной,

В чистоте мороза, в царстве ледозвона, —

Николай Угодник, старая икона.

Снега осыпанье из лазури звонниц,

Звонницы — приюты галочьих бессонниц.

Под лазурью звонниц галки чёрно-сини,

Словно в платьях бедных — схимницы пустыни.

Крестится старушка, никнет перед нишей.

В платье галок чёрных, изморози тише.

Снег росой садится на цветы сухие.

Ох же ты, надрыва клятая стихия!

Славно Дидероту, весело Вольтеру

Подвергать сомненью и не брать на веру

Странности и дивы сущности неясной

Под горячим солнцем Франции прекрасной!

А у той старушки все поумирали.

Того прежде — беды молодость украли.

Вместо винограда, флейт и тамбурина

Ей — на платье чёрном — капли стеарина.

Посреди природы северной, невзрачной,

Где на сучьях голых домик галки мрачной,

От раздумий тяжких ей одно спасенье:

На Успенском Вражке церковь Воскресенья!

Новелла Матвеева, 1980-е годы

Все выпуски программы Рифмы жизни

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем