«Не мечите бисера перед свиньями» – более известный вариант этого выражения.
Его Первоисточник – Священное Писание Нового Завета.
В седьмой главе Евангелия от Матфея, в Нагорной проповеди Иисуса Христа говорится: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими, и, обратившись, не растерзали вас».
Спаситель призывает Своих учеников воздерживаться от излишней снисходительности к слушателям проповеди о христианстве. К тем, кто упрямо не хочет слышать слово Божье. Не нужно давать враждебно настроенным то, что свято, если они не способны это осознать и принять.
В русском языке это выражение сделалось популярным, зачастую принимая различные словесные конфигурации.
Например, в пословичной форме его можно найти у Дениса Фонвизина в комедии «Недоросль»:
«Подавал в консисторию челобитье… На что и милостивая резолюция вскоре воспоследовала, с отметкою: «Такого-то де семинариста от всякого учения уволить: писано бо есть, не мечите бисера пред свиниями, да не поперут его ногами».
Призыв не метать бисера перед свиньями вложен в уста героев произведений многих поэтов и писателей: Пушкина, Грибоедова, Гончарова Чехова, Горького.
В этом выражении интерес представляет не только его значение, но и те образы, которые использует Господь, чтобы донести до учеников важную мысль. Авторитетные толкователи, в числе которых и святитель Иоанн Златоуст, под псами понимали людей, живущих без желания стать лучше, а под свиньями – тех, кто живет не воздержано и распутно. Все они недостойны услышать Слово Господа, потому что не поймут его или более того – используют во вред тому, кто пытается его донести с благими целями.
Слово «бисер» вошло в русскую речь из церковнославянского языка. Это то же, что и жемчуг.
В своем новозаветном значении выражение «Не мечите бисера перед свиньями» дошло до наших дней. Не нужно тратить время, слова и усилия на людей, которые не могут оценить и понять их. Они им недоступны или не интересны. Не стоит стараться делать кому-либо того, к чему он пока не готов.
9 января. О духовном смысле Рождественских святок
Сегодня 9 января. Рождественские святки.
О духовном смысле этих святых дней — протоиерей Андрей Ефанов.
9 января. О смирении Святителя Феодора I, архиепископа Константинопольского
Сегодня 9 января. День памяти Святителя Феодора I, архиепископа Константинопольского.
О его смирении — священник Августин Соколовски.
9 января. О будущем в творчестве писателя Карела Чапека
Сегодня 9 января. В этот день в 1890 году родился чешский писатель Карел Чапек.
О будущем в творчестве писателя — протоиерей Артемий Владимиров.