О существовании Ферапонтова монастыря в Вологодской области знают, наверное многие. Но мало кто знает, что существует еще один Ферапонтов монастырь. Мало того, он, как и первый монастырь, назван в честь Рождества Богородицы. Вот только расположен второй Ферапонтов монастырь в Московской области, в городе Можайске среди бывших здесь некогда заливных лугов, отчего и носит название Лужецкий. Полностью же - Можайский Лужецкий Рождества Богородицы Ферапонтов мужской монастырь.
История появления Лужецкого монастыря такова. В году 1398-м преподобный Ферапонт основал монастырь, где счастливо и пребывал до года 1408-го. А в 1408-м князь Андрей Можайский, сын Дмитрия Донского, решил основать в свой вотчине монашескую обитель и озаботился поиском опытного в духовном отношении пастыря. И по совету людей знающих обратился за помощью к 70-тилетнему уже тогда преподобному Ферапонту Белозерскому, ученику Сергия Радонежского. Ферапонт с большой неохотою поддался на уговоры князя, но в итоге смирился и сам определил место будущей обители. Да так и остался в монастыре первым его игуменом до своей кончины, которая случилась в году 1426-м.
К слову заметим, что Лужецкий монастырь не просто так был посвящен Рождеству Богородицы, ибо именно в день праздника Рождества Богородицы в 1380 году произошла Куликовская битва, положившая начало освобождению Руси от монголо-татарского ига. Для князя Андрея, сына Дмитрия Донского, этот праздник был особым.
Первый же каменный собор тоже был освящен в честь Рождества Богородицы. Он простоял до начала XVI века, после чего его разобрали, а на его месте, в 1524—1547 годах, выстроили новый, пятиглавый, который благополучно сохранился до наших дней.
Сохранились и другие архитектурные памятники: Церковь Введения Пресвятой Богородицы (XVI век), колокольня с усыпальницей, ограда с башнями, Надвратная церковь Преображения Господня и кельи с настоятельским корпусом (все – 17-го века), въездные ворота (18 век).
Недалеко от монастыря находится источник с целебной водой — «Колодец святого Ферапонта», по преданию открытый основателем монастыря и его первым игуменом.
Мощи которого, кстати, покоятся ныне в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы Лужецкого Ферапонтова монастыря.
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.