Ни для кого не секрет, что современные книжные издательства предпочитают выпускать, прежде всего, коммерчески успешные книги, ориентированные на массового читателя. И хотя произведения писателя и поэта Николая Байтова «литературным ширпотребом» уж никак не назовешь, именно его книгой с интригующим названием «Ангел-вор», крупнейшее российское издательство «ЭКСМО» открыло свою новую, - Православную, - серию. Издатели уверены, что православная тематика у читателей сейчас, что называется, «в тренде». И явно не ошибаются: первый десятитысячный тираж книги был полностью распродан за каких-то две недели.
На обложке сборника рассказов - умиротворяющий пейзаж с красивым храмом на холме и одинокой фигурой монаха, в раздумье бредущего по тропинке. Подзаголовок гласит, что перед нами – «рассказы о церкви». Писателю, действительно, есть, что поведать о церковной жизни. Несмотря на то, что Байтов - одна из центральных фигур столичной писательско-поэтической тусовки, человек он давно воцерковленный и много лет работает церковным сторожем Николо-Кузнецкого храма в Москве.
Возможно, именно благодаря такому необычному синтезу, рассказы о церкви у Байтова выходят за пределы жанра классических приходских хроник и рисуют не только, - и даже не столько события и характеры, сколько образ мыслей персонажей, их взгляды на жизнь и веру. При этом сюжеты многих рассказов из книги «Ангел-вор» просто-таки поражают своими хитросплетениями и неожиданными развязками. Таков, например, рассказ «Ильин день», в котором не особо верующего мужчину по имени Михаил Степанович преследует навязчивое сновидение, предупреждающее его о смерти в новогоднюю полночь от руки человека, по имени Илья. Под давлением мистического ужаса, мужчина приходит в дом к священнику-иеромонаху, чтобы переждать у него эти страшные часы. В откровенной беседе неожиданно выясняются потрясающие факты, которые объединяют жизни этих двух столь разных людей. А утро нового дня живой и здоровый Михаил Степанович встречает перерожденным человеком, убедившимся, что любые предсказания отменяются, когда в дело вмешивается Божий промысел.
В сборник также вошла детективная повесть «Всё, что сказал духовник», где, действительно, присутствуют все классические атрибуты жанра, а в качестве Шерлока Холмса выступает священник, отец Вячеслав, которому его прошлое ученого-математика и богатый пастырский опыт помогают логически распутать таинственное преступление. Так что для всех, кто скучает по качественным детективам с глубоким внутренним содержанием, написанным, к тому же, великолепным литературным языком, - настоящим удовольствием станет чтение книги Николая Байтова «Ангел-вор».
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»