
Татьяна Любомирская
Наверно, у каждого христианина есть свои, особо почитаемые святые и святыни. Подвижники, чей жизненный путь нам особенно близок. Иконы, передававшиеся по наследству или привезенные из святых мест. Лично для меня такое значение имеет образ Божьей Матери «Отрада и Утешение», который появился в моей жизни совершенно случайно. А произошло это так.
Однажды я с друзьями ездила на экскурсию в Саввино-Сторожевский монастырь, который находится неподалеку от Звенигорода. Мы приложились к мощам, прочли акафист преподобному Савве, а в оставшееся время гуляли по живописной территории монастыря, наслаждаясь чудесной летней погодой и красивыми видами. Тогда-то я зашла в церковную лавку, чтобы подать записки о своих близких. Стоя в очереди, я без особого внимания разглядывала иконы. Покупать я ничего не собиралась.
Но тут мое внимание привлек Образ Богородицы, который показался мне необычайно красивым. На нем Божья Матерь прижимает к губам крохотную ручку младенца Христа. От этого Образа веяло каким-то теплом и сердечностью. Я долго разглядывала икону, а потом не выдержала и купила ее, поняв, что очень хочу, чтобы этот Святой Образ был в моем доме. К тому же мне чрезвычайно понравилось его название: «Отрада и Утешение».
В то время я пела в церковном хоре в Подмосковье, но когда на моей основной работе изменился график и я перестала успевать на службы, мне пришлось искать новый храм поближе к дому. Некоторое время я находилась в безуспешных поисках. То район не подходил, то условия. Наконец, появилась подходящая вакансия. И как раз в храме, освященном... в честь Образа Божьей Матери «Отрада и Утешение»! Сам Господь ведет меня туда — радовалась я. Ведь совсем недавно в моем доме появилась эта прекрасная икона. Но... в хор меня не взяли. Я расстроенная смотрела на Богородицу с немым укором. Ну как же так? Это ведь был такой явный знак!
Через пару месяцев меня пригласили в другой храм. В нем главный престол был освящен в честь Николая Чудотворца, а один из приделов посвящался... образу Божьей Матери «Отрада и Утешение». И кстати, этот храм по расположению был для меня гораздо удобнее, чем тот, куда я ранее пыталась устроиться.
Знаете, что я думаю? Иногда нам кажется, что события нашей жизни так логично подводят нас к какому-то итогу, что иначе и быть не может! Ведь мы прочли все знаки, разгадали все секреты, и всё вроде бы складывается специально для нас! А потом... все наши планы летят кувырком. И мы в растерянности обращаем наш взор к небу, не понимая Божьего замысла. Но этот замысел о нас действительно есть. Возможно, совсем не тот, о котором мы мечтали, но − совершенно точно − наилучший для нас.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер