
Мы с сыном шли в метро по переходу между станциями. Народу много, час пик. Нас будто несло сплошной волной. Но яркую банковскую карту под ногами мы заметили оба — и прошли дальше по инерции. «Кто-то потерял», — говорю.
«Знаешь, надо бы всё же за ней вернуться!» — ответил сын. Я не поняла, зачем это делать, ведь брать чужое, тем более деньги, либо что-то с ними связанное, категорически нельзя! Но сын уже шёл ко мне с ярким прямоугольником в руках.
Оказалось, карта именная и совсем не просроченная. А вдруг на ней вся зарплата у человека лежит? А вдруг он не заметил ещё пропажи, не заблокировал карту, и ею воспользуется вор? Рассуждая таким образом, сын принялся разыскивать стражей порядка. Наверное, логичнее было бы отнести карту в отделение банка, но мы и так рисковали опоздать на встречу. А стражам порядка привыкли доверять.
Я спросила сына, неужели его мучила бы совесть, если б он не вернулся за картой? Ответ был прост предельно: если любишь Христа, не можешь не воспользоваться даже маленьким шансом творить добро. Ищешь эти шансы и благодаришь Бога за то, что они есть.
Дальше мы шли молча, но я всё думала о словах Спасителя «Как хотите, чтобы поступали с вами люди, так и вы поступайте с ними». Впервые обратила внимание, что здесь имеются в виду люди вообще. Не родственники, не единоверцы, а просто люди-человеки, соседи по планете. Христос заповедал нам не столько отвечать добром на добро, что естественно, но самим — первыми — по-доброму относиться к каждому.
В нашем конкретном случае — даже к неведомому человеку, потерявшему карту. Возможно, мой сын ему помог. А может быть, подстраховал напрасно, потому что владелец карты сам принял необходимые меры. Но если даёт Господь шанс помочь человеку, разве можно пройти мимо, перешагнуть, как через яркий прямоугольник на бетонном полу?
Чем диктуются наши поступки, какие движения души заставляют нас сделать тот или иной шаг — именно это самое главное. Мне могут возразить: но мир жесток, и почему мы должны быть добрыми в этом мире?
Нет, не должны. Мы свободны. И мир нам не исправить. Но по любви ко Христу — хочется быть Ему послушным, чтобы быть — с Ним.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Спасо-Преображенский кафедральный собор — Димитровград

Преображенский кафедральный собор Димитровограда, города в Ульяновской области, был построен совсем недавно — в 2007 году. Однако, история его уходит корнями в девятнадцатый век, в то далёкое время, когда на территории современного города находилась деревенька Мелекесс. В 1859 году она стала селом, поскольку здесь появился первый деревянный храм. Его посвятили Николаю Чудотворцу.
По праздникам маленькая церквушка не вмешала молящихся и жители Мелекесса решили поставить ещё одну, на этот раз каменную. Главным жертвователем стал купец первой гильдии Николай Масленников. Он не только оплатил материалы и работу мастеров, но и отдал свой дом для проживания духовенства.
В 1879 году каменный храм освятили и он также получил имя Николая, Угодника Божия. Десять лет в Мелекессе существовало два Никольских прихода. Деревянную церковь в народе называли Староникольской, а каменную — Белой. Оштукатуренные стены заботливо белили весной и осенью и храм неизменно сохранял праздничный вид.
В 1889 году деревянный храм сгорел при пожаре. Белая церковь стала центром общественной жизни Мелекесса. При ней открылась школа и заработала библиотека. В день памяти святителя Николая, 19 декабря, в селе устраивали ярмарку, на которую съезжалось множество гостей из окрестных деревень. Празднование совершалось каждую зиму вплоть до революции 1917 года. Безбожники, захватившие власть в России, закрыли Никольскую церковь, а в 1939-м — снесли. Там, где стоял Белый храм, устроили парк.
Но через шестьдесят лет верующие получили разрешение возродить утраченную святыню. Первые молебны служили под открытым небом на месте снесённой церкви. В двухтысячном году в парке поставили часовню во имя Казанской иконы Божией Матери, а ещё через семь лет здесь возвели великолепный кирпичный храм в честь праздника Преображения Господня. За яркий цвет стен его называют Красным.
Мелекесс к этому времени получил статус города и новое имя — Димитровград. В 2012 году он стал центром Мелекесской православной епархии. Кафедральным, то есть главным её собором считается Спасо-Преображенский храм — Красная церковь, что выросла на месте утраченной Белой в самом сердце города.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Счетоводы чужой любви. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
Однажды я мысленно осудила приятельницу за недостаток любви. Мы давно не виделись до этой встречи. Полтора года назад она вышла замуж, и сейчас рассказывала мне, как обживается в новой семье, на новом месте, как привыкает к особенностям супружеской жизни, как они с мужем придумывают друг другу ласковые прозвища и вместе ходят на концерты. Среди прочего знакомая обмолвилась:
— Я ненавижу убирать в квартире. Идеальный порядок мне не нужен, а муж и сам всё умеет.
Я ничего не сказала, но в глубине души стала порицать её. Муж ведь приходит домой с работы голодный, уставший, а она ... Может быть, и готовить тоже не любит?
— Готовить тоже не люблю! -— сказала знакомая, упредив мой вопрос, -— еда всегда в холодильнике, можно разогреть. К тому же муж готовит гораздо лучше меня.
«Точно, -— подумала я, -— только о себе думает. И ленивая. Мало в ней любви, любовь бы справилась с ленью».
Наверное, осуждение, кипевшее внутри меня, проявилось на моём лице. Девушка опустила глаза и погрустнела. Видимо, сама понимала, что недостаточно уделяет мужу внимания. А потом проговорила полушёпотом:
— Мы полгода назад ребёнка потеряли.
И тут уже стыдно стало мне. Ведь я всерьез осудила её: что не хватает любви у девушки, не умеет любить. А у неё просто не хватало физических и душевных ресурсов на быт, потому что ещё не оправилась от тяжёлой потери. Ведь и так поддерживала мужа, как могла: добрым словом, улыбкой, лаской. Давала столько любви, сколько могла, а иногда и больше, чем могла.
Внезапно пришло осознание: грешно, преступно быть счетоводом чужой любви. Указывать другим, как правильно или неправильно любить, считать, мол, этот любит больше, эта -— меньше и наоборот... Любовь -— самое святое и настоящее, что есть в человеке. Но мера и способы проявления любви у каждого свои. Вспомнила историю о двух лептах вдовы из Евангелия от Луки. Наверное, те фарисеи, что смотрели, как она опускает в сокровищницу две лепты, тоже думали про себя, что недостаточно у бедной женщины любви, только о себе и думает.
Так Господь научил меня, как важно не считать чужие душевные и духовные богатства. Лучше обратиться к своим. И как можно чаще пополнять Божественную сокровищницу.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
23 октября. О взаимоотношении Лиц Святой Троицы

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».
О взаимоотношении Лиц Святой Троицы – епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема