Знаменитый писатель Василий Белов вообще-то сначала хотел стать поэтом. В юности он писал очень неплохие стихи, благодаря которым, кстати, прошел конкурсный отбор и поступил в Московский Литературный институт. Однако столичным жителем Белов не стал: душа его рвалась на родную Вологодчину. Дома он издал свою первую книгу – сборник стихов. А потом вдруг понял, что настоящее его призвание – это все-таки проза. Широкую известность Василий Белов приобрел после того, как в тысяча девятьсот шестьдесят шестом году в свет вышла его повесть «Привычное дело». Точно так же – «Привычное дело» - называется и современный сборник произведений писателя, выпущенный издательством АСТ.
Повесть и несколько рассказов – «Скворцы», «За тремя волоками», «На Росстанном холме» и другие – дают исчерпывающий ответ на вопрос, почему Василия Белова называют писателем-«деревенщиком». Село со всем его своеобразным, ни на что не похожим колоритом; люди, из поколения в поколение живущие в нём, и земля, обильно кормящая всех, кто умеет и хочет на ней трудиться – вот главные герои произведений Белова. За это его еще иногда именуют «почвенником». Но все же «почва» - для писателя не только колхозная пашня, а еще и человеческая душа. А копнуть вглубь нее, как известно, бывает куда сложнее, чем в самую твердую землю.
И все-таки Василию Белову удается нащупать самые тонкие струны, высветить самые потаенные уголки души своих героев. Иван Африканович Дрынов из повести «Привычное дело» прошел всю войну до самого Берлина, и, будучи отцом девятерых ребятишек и работягой, не утратил ни блеска в глазах, ни доброты, ни радости просто от того, что он живет на этом свете. Он до боли в сердце любит детей и жену Катерину, свою деревню, поле, где знает каждую травинку… И даже недолгий разрыв этой глубокой, корневой связи, этой пуповины, дающей жить и дышать, оборачивается для героя трагедией.
Белов убедительно доказывает, что быть советским писателем-деревенщиком – вовсе не значит создавать грубые, неотесанные образы или ура-патриотические портреты колхозников-ударников. Его герои – тонкие личности: сомневающиеся, ищущие, задающиеся вечными вопросами бытия. И при этом они невероятно светлые – ведь доброта, любовь и счастье от ощущения того, что живешь на родной земле для них, как и для Василия Белова – «Привычное дело».
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.