Если набрать в Гугле слово «Матёра», то поисковая система выдаст множество ссылок, большинство из которых отправят нас в Матеру - древний пещерный город в Италии, тот самый, где снимались некоторые эпизоды нашумевшего фильма «Страсти Христовы». Но все же самой первой строчкой будет название знаменитой повести писателя Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Именно она открывает сборник, объединивший под одной обложкой известное произведение и несколько рассказов. По одному из них и называется книга - «Нежданно, негаданно».
Распутинская Матёра – это большое село на острове посреди бурной реки Ангары. От почти одноименного итальянского города русское село отделяют не только тысячи километров, но и образ жизни, и характеры обитателей. Климат, кстати, тоже. В повести Матёра предстает перед читателем то свежей и яркой под ласковым солнцем поздней весны, то наливающейся темной зеленью трав и деревьев в разгар спокойного, нежаркого сибирского лета, то покрывающейся сентябрьской бронзой и позолотой и утопающей в осеннем речном тумане…
Именно эти три времени года стали последними для Матёры… К запуску новой электростанции потребовалось построить гигантскую плотину, а значит – полностью затопить и Матёру, и другие окрестные села. Жителям было приказано в срочном порядке переселяться в город или ближайший районный поселок. Но сменить привычный, вековой уклад жизни оказывается по плечу далеко не всем матёринцам. Для многих, особенно – для сельских старух – Настасьи, Клавдии и Дарьи происходящее вообще равносильно концу света, Всемирному потопу. И, подобно Ною в своем ковчеге, они остаются на Матёре до самого конца, когда остальные, переборов - или сделав вид, что перебороли скорбь от разлуки, все же уезжают с обреченного острова.
Неизбежность и неотвратимость, надвигающаяся на людей, создана автором так реалистично, что сжимается сердце. И хотя это не стихийное бедствие, а лишь, так сказать, «контролируемая производственная необходимость» - остро ощущается, что для обитателей Матёры это самая настоящая катастрофа – как и положено: с жертвами, героями и негодяями.
Рассказы из сборника Валентина Распутина «Нежданно, негаданно» только усиливают эффект. И немного странная, но добрая к главному герою учительница иностранного языка в «Уроках французского», и прожившая непростую жизнь старуха в «Женском разговоре» и, наконец, непонятно откуда явившаяся и так же непонятно куда ушедшая девочка Катя из рассказа, давшего название сборнику, потрясают своей непридуманностью. Валентин Распутин словно бы говорит нам о том, что жизнь наша – это и трагедия Шекспира, и комедия Гайдая одновременно. И любой из этих сторон она может повернуться к нам «Нежданно, негаданно».
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»