Выражение «легче верблюду пройти скозь игольное ушко, чем богатому войти в царство небесное» происходит из Священного Писания, из рассказа о богатом человеке.
Когда Христос выходил из Галилеи, направляясь в Иерусалим, к Нему подбежал некто, и, пав на колени, спросил (цитата из Евангелия от Марка):
«Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»
Иисус задал вопрос, знает ли он заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать? И в ответ от человека услышал, что всё это он сохранил от юности. Тогда Иисус (цитата): «взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение».
Просьба была необыкновенной, но Христу понравилось с каким искренним чувством жажды истины обратился к Нему этот богатый человек. И Спаситель ответил, что нужно сделать: раздать всё и идти за Ним. Он ждал покаяния и обращения.
Процитируем этот евангельский рассказ далее:
«Посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу».
Доступ в Царство Небесное труден. Но не богатство само по себе не позволяет человеку войти туда, а привязанность к земным благам, которая мешает сделать правильный выбор в пользу спасения души. Только тот, кто на первое место ставит служение Христу, а не богатству, может стать наследником Царства Небесного.
«Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши». Многие исследователи сходятся в том, что так в новозаветные времена звучала пословица, которая обозначала какие-либо трудности. Такое понимание согласуется с современными значениями выражения. Их два. В первом оно означает недоступность истинных, духовных благ для тех, кто имеет все блага материальные. Во втором так говорят о чём-то трудновыполнимом или полной невозможности достижения цели.
Владимир Стожаров. «На краю села Важгорт»
— У нас с тобой, Андрей, появилась двойная традиция. Махнуть в выходные в Волгоград на рыбалку, и непременно зайти в местный художественный музей.
— Признаюсь, Саша, мне эта традиция очень нравится!
— И я доволен, хотя в живописи не очень разбираюсь. Но по возвращении дочке рассказываю, что видел, что понравилось — и так увлекательно мы беседуем! Она у меня во второй московской художественной школе учится.
— Вторая — это в районе Хорошёво-Мнёвники?
— Да, так и есть.
— Она носит имя художника Владимира Стожарова.
— Правда? Я и не слышал о таком!
— Замечательный московский живописец поколения шестидесятников, мастер пейзажа. Кстати, здесь есть его картина. Пойдём, покажу!
— Ну-ка, ну-ка, очень интересно!
— Вот, пожалуйста, смотри. Называется «На краю села Важгорт».
— Мощная работа! Ранняя весна. Высокий земляной холм, чуть покрытый первой травой. На переднем плане длинная лодка с узким высоким носом. Позади неё дощатые дома с двускатными крышами. Изображение настолько объёмное, почти осязаемое, как будто художник использовал 3D эффект. В каком же году он создал это произведение?
— В 1965-ом. Художник опередил своё время!
— А где находится село Важгорт? Название необычное.
— В республике Коми, на реке Вашка. Село старинное, со своей историей. В девятнадцатом веке там ежегодно проходила зимняя ярмарка, которая гремела на всю Россию. Купцы съезжались в Важгорт не только со всего Русского Севера, но и из Москвы, Казани, Нижнего Новгорода. Торговали пушниной, рыбой, дичью. Многие сделали на этом состояние!
— То-то, я смотрю, дома какие добротные, двухэтажные.
— Что ни дом, то терем! Под одной крышей несколько срубов. Купцы жили на вторых этажах, а внизу держали лавки. Правда, ярмарку закрыли после революции 1917 года. В советское время, когда Стожаров приезжал в Важгорт, дома уже переоборудовали в многоквартирные.
— А зачем художник туда ездил?
— На этюды. Творческие экспедиции были важной частью жизни Владимира Стожарова. По окончании Суриковского художественного института он каждую весну отправлялся в дальний путь. Объездил Сибирь, писал пейзажи на озере Байкал и на Иссык-Куле. И за границей побывал — в Италии, во Франции. Но более всего любил окрестности Архангельска, Вологды, Сыктывкара.
— А что его там привлекало, природа?
— И природа, и народная жизнь с её укладом. Древние сёла с крепкими рублеными домами стали главным содержанием работ Владимира Стожарова. Можно сказать, его творчество — это живописный рассказ о любви к русскому северу.
— Которую ты невольно разделяешь! Смотришь на картину «На краю села Важгорт», и в душе рождаются тёплые чувства. Почему простой пейзаж вызывает такой отклик?
— Может быть, благодаря особому стилю письма? Уверенные, плотные мазки создают эффект осязаемости изображения, или, как ты выразился, 3D. А отсутствие излишней детализации оставляет пространство для воображения. Ты мысленно переносишься в заповедный уголок, жадно всматриваешься, желая рассмотреть подробности, и погружаешься в уникальную атмосферу северного края.
— Даже съездить туда захотелось. Предложу дочке. Она обрадуется!
— Я, пожалуй, с вами поеду. Побродим по любимым местам Владимира Стожарова, порыбачим. Там чудо что за рыба, на севере!
Картину Владимира Стожарова «На краю села Важгорт» можно увидеть в Волгоградском музее изобразительных искусств имени Ильи Машкова.
Все выпуски программы: Краски России
Уборка листьев. Ольга Кутанина
На примере нашей семьи, я часто вижу, как необходимо единство в повседневной жизни. И как важно, что оно основано на любви.
Есть у нас на дачном участке большой раскидистый клён. Красив он и зимой со снегом на ветвях, и весной, с нежной салатовой листвой, и летом, пышно обрамлённый зеленью, в которой он прячет шустрых пичуг, и осенью, когда горит, как костёр желтыми и оранжевым листьями.
Самое печальное — смотреть на него в ноябре: листья уже опали, а снега ещё нет. Только голые ветки клёна беспомощно топорщатся во все стороны на фоне аккуратно причёсанных ёлок. Зато под клёном — ковёр из больших ярких листьев! Идёшь по нему — даже ноги тонут.
Можно побегать вдоволь по этому ковру, подбрасывая листья носками резиновых сапог. Можно брать их в руки и кидать вверх, делая праздничный салют. Можно просто ходить по ним и шуршать, шуршать, радуясь беззаботно, как в детстве.
Но ближе к зиме каждый год этот ковёр приходиться сгребать в большие мешки на удобрение. Иначе не будет под клёном весной лужайки из зелёной нежной травы: не пробьётся она из-под плотного слоя листвы.
Одному столько листьев вовек не собрать. Тут важно объединить усилия всей семьи. Несколько грабель разбирают мама и старшие дети. Им предстоит собирать листья в небольшие кучи, похожие на живописные холмы.
Папа берёт большой мешок и говорит, что это бегемот, которого надо накормить. Малыши с радостью бросаются к собранным кучам листьев, хватают столько, сколько помещается в их детские руки, и наполняют мешок: «Кушай, кушай, бегемот!» Бегемот аппетитно жуёт тканью мешка, охает и нахваливает листья. Младшие в восторге! «Какой голодный!» — радуются они.
Папа утрамбовывает листья, относит тяжёлые мешки к забору. Постепенно вдоль него вырастает стена мешков, плотно набитых осенней листвой, а место под клёном приятно расчищается.
Много работы на даче, но, когда делаешь её вместе, получается и быстрее, и веселее!
Человек создан для совместного труда, совместной молитвы, внимательного общения. Для жизни в любви к ближнему и к Богу.
И наша Церковь основана на принципе соборности. Не случайно «литургия» переводится как общее дело. Единство верующих в любви ко Христу важно в молитве и в храме, и в малой церкви под названием семья.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
И. Макаров. «Портрет супругов Деллер Грант»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Наташенька! Рада тебя видеть. Проходи, сейчас чай пить будем.
— Ой, Маргарита Константиновна, я, наверное, не вовремя? У вас дома уборка...
— Ну что ты, Наташа! Хорошо, что зашла. А за беспорядок прошу прощения. Решила на досуге художественные альбомы разобрать. Присаживайся, а я пойду на кухню — чай ставить.
— А вот и чай! Наташа! Наташенька!
— Ой, Маргарита Константиновна, я и не слышала, как вы подошли. Взяла с журнального столика альбом, открыла, и засмотрелась на портрет. Такой необычный!
— Вижу, у тебя в руках издание с коллекцией живописи Государственного исторического музея. Ну-ка, давай посмотрим, какой картиной ты так залюбовалась. Ах, это же портрет супругов Теодора и Елизаветы Дёллер, урождённой Шереметевой. Его написал художник-портретист 19-го века Иван Кузьмич Макаров. Интересно, что путь в искусстве он начинал с церковной живописи, а впоследствии стал одним из крупнейших портретистов своего времени.
— Как интересно! А я ничего не знаю об этом художнике... Впрочем, как и о мужчине с женщиной, которые изображены на его полотне. Но вижу, что они очень друг друга любят. В их глазах столько нежности...
— Макаров написал этот портрет после венчания супругов Дёллер в 1846-м году. История их любви — удивительная. Теодор Дёллер был австрийским композитором и музыкантом. Во время одной из гастрольных поездок в Петербург он познакомился с Елизаветой Сергеевной Шереметевой. Молодые люди всей душой друг друга полюбили. Но о браке не могло быть и речи.
— А почему?!
— Такие были времена, Наташенька. Елизавета Шереметева происходила из старинного дворянского рода. Простой музыкант, Теодор Дёллер не мог претендовать на её руку.
— Но ведь всё-таки они поженились! Как им это удалось?
— Теодор служил придворным музыкантом у итальянского герцога Карла Бурбона. Он вернулся из России в Италию и поведал герцогу о своих трудностях. Тогда тот пожаловал Дёллеру титул барона. Теодор стал дворянином, и теперь мог посвататься к Елизавете Шереметевой. Он снова отправился в Петербург, и весной 1846-го года молодые люди обвенчались в Симеоновской церкви.
— И тогда же заказали у художника Ивана Макарова свой первый семейный портрет?
— Совершенно верно. Думаю, на Ивана Кондратьевича выбор молодожёнов пал неспроста. Макаров в середине 19-го века считался одним из лучших в России мастеров портретной живописи. Его техника отличалась не только строгой достоверностью рисунка, но и особым, мягким колоритом красок, который придавал полотнам естественность.
— Да, художнику очень точно и вместе с тем деликатно удалось передать тихую радость, переполняющую молодых людей. Портрет супругов получился, как бы это сказать... неформальный, что ли. Не парадный, как большинство семейных портретов того времени, а такой домашний, уютный. Супруга трогательно и доверчиво прильнула к мужу. А его глаза светятся радостью.
— Наташа, ты совершенно права. Портрет супругов Теодора и Елизаветы Дёллер необычен для школы русского камерного портрета середины 19-го столетия. Полотно эмоциональное, молодожёны не скрывают своих чувств, и художник Иван Кузьмич Макаров намеренно это подчёркивает.
— Смотрю на портрет, и думаю: воистину, неисповедимы пути Господни. Молодые люди были уверены, что им никогда не быть вместе. А потом стали счастливыми мужем и женой.
— Да, Теодор и Елизавета Дёллер прожили долгую совместную жизнь. Кстати, впоследствии супруги много фотографировались. Но первым их семейное счастье запечатлел художник Иван Кондратьевич Макаров.
— Благодаря ему сегодня и мы можем почувствовать это счастье молодожёнов и искренне порадоваться за них.
Все выпуски программы Свидание с шедевром