Время от времени в общественном пространстве возникает спор на тему «кого считать человеком и личностью». Кто-нибудь заявляет, что люди, страдающие тяжкими болезнями, которые едва ли могут общаться, а трудиться точно не могут — не люди, или в меньшей степени люди, чем другие.
Интуитивно мы понимаем, что это — неправда, но что делает человека человеком?
Разум? Способность к общению? Участие в общественной жизни? Если человек переживает болезнь или травму, которая лишает его всего этого, остается ли он человеком?
Христианская вера отвечает в высшей степени однозначным «да». Любой человек создан по образу Божию; независимо от своих способностей и возможностей, в очах Бога он несет на себе Его образ. Не люди наделяют статусом человека, но только Бог; со стороны людей — кощунство присваивать себе право решать кто человек, а кто — нет. Презрение к человеку есть презрение к образу Божию, враждебный вызов, брошенный Всемогущему.
Этот христианский взгляд на человека настолько глубоко впитался в ткань европейской цивилизации, что во многом усвоен даже людьми неверующими.
Как говорит «Декларация прав человека» ООН, в самой первой статье, «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Человек, способность которого к труду и общению с другими глубоко нарушена врожденной или приобретенной болезнью, равен в своем достоинстве и правах вам, мне, или, скажем, Нобелевскому Лауреату.
Это глубоко контринтуитивнаяидея, большинство культур в истории человечества ее не придерживались, она и в христианском-то мире пробивалась с большим трудом. Люди склонны считать, что одни человеческие существа менее ценны и достойны, чем другие — что богатые важнее, чем бедные, талантливые важнее, чем неспособные, привлекательные важнее, чем некрасивые, и те, кто обладают более высоким социальным статусом — из-за своего происхождения или достижений — важнее тех, кто находится на обочине социальной жизни. Вера в неравенство возникает легко и сама собой — мы же видим, что люди не равны по статусу, способностям, красоте, силе, богатству, известности, и так легко принять, что вот это человеческое существо менее ценно, чем другое.
Чтобы верить в равное достоинство всех людей, надо верить в невидимое — в то, что Бог видит в человеке не статус, богатство, способности или что-то еще — но прежде всего, Свой Образ. Образ, которым в равной степени наделены все, кто принадлежит к человеческому роду. Как монета — она может быть запачканной и изображение на ней полустертой, но то, что определяет ее ценность — это портрет государя.
Никакая болезнь или поврежденность — хотя бы и самая тяжелая — не может изгладить Божий образ в человеке. И его должно почитать в каждом, кого Господь посылает нам навстречу.
«Притча о Страшном суде». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельском и историческом контексте притчи о Страшном суде и о том, какие смыслы в нее заложены.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед, посвященных отражению евангельских притч о блудном сыне и Страшном суде в литературе и жизни человека.
Первая беседа с о. Антонием Лакиревым была посвящена евангельскому и историческому контекстам притчи о блудном сыне.
Вторая беседа с протоиереем Павлом Карташевым была посвящена французской литературе XIX-XX веков в контексте притчи о блудном сыне.
Третья беседа с доктором филологических наук Татьяной Касаткиной была посвящена роману Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» в контексте евангельской притчи о блудном сыне.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Вадим Филатов

В новом выпуске «Светлого вечера» обсудили, как принципы христианской этики находят отражение в бизнесе. Гостем программы стал Вадим Филатов — предприниматель, совладелец и заместитель директора компании «ПЭК» («Первая экспедиционная компания»).
Беседа затронула вопросы ведения бизнеса по совести, ответственности перед коллективом и важности следовать моральным принципам. «Мы не пойдём на ту сделку, где будет затронута этика», — подчеркнул гость, объясняя, что в их компании приняты чёткие нравственные ориентиры.
Вадим Александрович отметил, что бизнес — это не только контракты и сделки, но и забота о людях. В компании работают около 12 тысяч человек, и за каждым сотрудником стоит семья, что накладывает большую ответственность. Он подчеркнул, что важно не только зарабатывать, но и создавать рабочие места, обеспечивать стабильность и поддерживать сотрудников.
Отдельное внимание уделили роли веры в принятии решений. «Если у тебя есть внутренняя опора, ты не будешь жертвовать принципами ради выгоды», — отметил предприниматель. Разговор напомнил о том, что профессиональный успех и христианские ценности не противоречат друг другу, а честный труд и этика в бизнесе способны приносить не только прибыль, но и пользу обществу.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер
Боголюбская икона Божией Матери. Новое обретение
Во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике в городе Владимире открылась необыкновенная экспозиция. На ней представлена Чудотворная Боголюбская икона Божией Матери. Этот образ был написан по повелению Святого Благоверного Великого Князя Андрея Боголюбского. Созданный в XII веке, он представлен сейчас таким, каким его видел Князь Андрей, который повелел иконописцам создать лик, похожий на образ Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, хорошо ему известный. Иконописный извод был выбран, благодаря явлению Князю во сне Пречистой Девы. В греческой традиции он назван Агиосоритисса.
О том, как удалось художнику — реставратору высшей квалификации, заведующему научно — реставрационной мастерской «Иконотека Овчинникова», кандидату искусствоведения Александру Анатольевичу Горматюку раскрыть первоначальный слой живописи; как подготавливала к этому событию работа его предшественников, специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Академика И.Э. Грабаря в течение предыдущих 100 лет; о том, в какое время вернулась к нам эта икона, наша программа.
Посещение Боголюбской иконы Божией Матери паломниками предусмотрено по согласованию с Владимирской епархией, и осуществляется ежедневно по будням в музее с 10 до 11 часов, хотя и в течение дня все верующие могут насладиться одним из древнейших образов Божией Матери на Руси в рамках посещения выставки «Икона XII века „Богоматерь Боголюбская“. Новое обретение».






Фотографии предоставлены Владимиро-Суздальским музеем-заповедником
Все выпуски программы Места и люди