
Наталья Сазонова
Христос призывает возлюбить ближнего, как самого себя.
Всякий раз, когда перечитываю эти евангельские слова, невольно задумываюсь: «а какие они, мои ближние?»
Сразу вспоминаются все те, кто любит меня, кому я отвечаю взаимной любовью и дружбой. Честно признаюсь, что в кругу таких ближних мне очень комфортно!
Но есть и другие. Те, чей образ жизни мне совершенно чужд, а наше вынужденное ежедневное общение хочется свести до минимума. А ведь и их я должна полюбить. Но как это возможно?!
Неожиданная ситуация дала ответ на этот вопрос. В тот зимний вечер наша семья собралась за праздничным столом, ждали только племянника Ивана. Он подрабатывал таксистом в частной компании, к вечеру его смена заканчивалась.
И тут получаю от него смс: «Задержусь надолго, срочно уехал в Рязань». Ниже адрес.
Появился у нас Иван только под утро и рассказал вот какую историю:
Приехал он на вызов по указанному адресу к автобусной остановке. К машине подошло сразу несколько человек. Один быстро сунул записку с адресом, другие усадили на заднее сидение пассажира.
— Брат, довези по адресу. Тебе там хорошо заплатят — сказали они Ивану, захлопнули дверь машины и исчезли.
Иван оглянулся: на заднем сидении полулежал парень без пальто, в одной тоненькой белой рубашке с бабочкой набок и ... совершенно нетрезвый. А в записке с адресом был указан город Рязань.
По договору Ивана с фирмой служебная машина за пределы Московской области выезжать не должна. Что делать? Высадить?
Но на улице зима, бедолага почти раздет, толком объяснить ничего не может. Что за адрес? Кто его там ждёт? И ждёт ли вообще?! Одни вопросы!
И тогда Иван принял решение. Привёз пассажира к своему дому,
с трудом пересадил в личную машину и поехал с ним в Рязань.
— Я боялся, что не довезу его — рассказывал племянник.
Пассажир то стонал, то плакал, то Лену какую-то вспоминал, то за сердце хватался. Хорошо валидол в аптечке и вода в машине были.
Наконец доехали. У подъезда их уже ждали. Видимо, друзья парня его родным позвонили. Те сразу к нему с расспросами, что случилось? Парень к тому времени немного пришел в себя и рассказал, что помнил:
Накануне вечером он со своей девушкой Леной приехал к другу на день рождения. Справляли в кафе. Произошла ссора. Лена обиделась и ушла.
— Я и так лишнего принял, пока за столом сидели, а тут добавил с горя, а потом за Леной побежал — вспоминал парень. — Думал догоню, верну, но нет. Возвратился в кафе забрать пальто. А его нет. В карманах пальто были и документы, и деньги, и телефон.
— Я его в руках держал, когда за Леной бежал — рассказывал мужчина — а куда потом дел — не помню. Так и не нашёл. Ребятам из кафе дал свой адрес, те вызвали такси. Вот такая история.
Мы слушали рассказ Ивана и недоумевали.
— Как ты вообще решился его так далеко везти? Без документов! Почему в милицию не поехал?
— Просто поверил им. Просто решил помочь — ответил племянник.
Теперь, когда я вспоминаю, о тех, с кем мне трудно общаться, сразу задаю себе вопрос: «А если бы им понадобилась моя помощь, я бы помогла?»
И отвечаю себе — Я бы постаралась помочь. И сразу они становятся мне ближе.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер