Сретение Господне - один из самых ранних христианских праздников. До пятого века в общехристианский цикл важнейших событий года входили лишь Богоявление, по гречески - Епифания, Пасха и Пятидесятница. Рождество Господне в то время ещё не отделяли от праздника Крещения или Богоявления. Христиане чествовали одно торжество - явление в мир Спасителя и Его крещение в реке Иордан. Становление Рождества как самостоятельного праздника происходило в четвёртом-пятом веке. Примерно тогда же в отдельных общинах начали особо праздновать Сретение Господне. Долгое время оно называлось просто "сороковой день от Епифании".
В конце четвёртого века в Святой земле побывала западная паломница Этерия. Она оставила записки о своём путешествии. Это наиболее раннее достоверное свидетельство о праздновании Сретения в Иерусалимской церкви. Паломница Этерия сообщает: «Сороковой день от Епифании празднуется здесь с большою честию. В этот день бывает процессия... и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители».
Но, несмотря на раннее происхождение, Сретение не было двунадесятым праздником, то есть не входило в число двенадцати самых важных христианских торжеств.
Существует предание, что в пятьсот сорок первом - сорок втором годах на Византийскую империю обрушились страшные бедствия - землетрясения и чума. Болезнь каждый день уносила от пяти до десяти тысяч византийцев. Многие селения и города обезлюдели. Но одному благочестивому мужу было откровение, что страдания прекратятся, если будет установлено торжество праздника Сретения Господня. Император Юстиниан повелел так и поступить. После торжественного богослужения болезнь и землетрясения прекратились.
Однако историки Церкви считают, что это лишь красивая легенда авторов Позднего Средневековья. По-видимому, в шестом веке праздник Сретения во всех уголках христианского мира стали отмечать всё более широко и торжественно. Император Юстиниан закрепил его в ранге общецерковного торжества после Пятого Вселенского Собора, в пятьсот пятьдесят третьем году.
Двунадесятые праздники принято разделять на Господские, посвящённые Христу, и Богородичные, когда вспоминаются события земной жизни Девы Марии. Но Сретение сочетает приметы обоих торжеств. Так, например, духовенство служит и в белом облачении, как в Господские праздники, и в голубом, как в Богородичные. А на праздничной иконе - два смысловых центра - это Богомладенец Христос на руках у праведного Симеона Богоприимца и Матерь Божия, отдавшая Сына Своего на спасение мира.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.