Адрес храма Михаила Архангела в с. Тропарёво:
Проспект Вернадского, дом. 90, ближайшая станция метро "Юго-Западная"
Схема проезда:
Контакты:
119 571, Проспект Вернадского, дом. 90
+7 (495) 433-24-76,
+7 (495) 433-27-96
Адрес сайта: http://troparevo-hram.org/
Есть предположение, что название бывшего села, а ныне московского района «Тропарёво» произошло в конце XIV века от прозвища владельца села боярина Ивана Михайловича Тропаря. В 1491 же году село принадлежало сурожскому купцу Фоме Тропарёву.
Ну, это так, мы обозначили место действия. Что же касается Церкви Архангела Михаила в Тропарево – а именно о ней мы сегодня и расскажем – то тут, наверное, весьма уместна такая эмоция: всплеснуть руками, хлопнуть себя по бокам, и сказать: Ах ты, какая красавица!
Однако же, оставим на время эмоции в стороне…
Церковь Архангела (или Архистратига) Михаила в Тропарёве построена на месте более древнего деревянного храма Чуда Архистратига Михаила, который, ежели судить по сохранившимся документам, существовал здесь ещё в XIII веке. Он дважды перестраивался, а в конце 17-го века и вовсе сгорел.
И тогда уже на средства Новодевичьего монастыря, которому тогда принадлежало село Тропарёво, в 1694 году возвели каменный храм. Тот самый, который мы и видим ныне. И не исключено, что строил его тот же мастер, который аккурат в это же время трудился на строительстве Новодевичьего монастыря - Осип Дмитриевич Старцев.
В любом случае, храм получился красавцем. И крайне необычным, потому что сочетает в себе несочитаемые казалось бы вещи. С одной стороны, по сути – храм сельский с присущей ему архитектурой, а с другой – совершенно нетипичное богатое оформление наружного облика. И вот это сочетание несочитаемого дало в результате очень нарядный храм с радостными красными тонами фасада и яркими белыми его деталями.
Основной четверик здания завершается большими кокошниками, а над ними стоят пять миниатюрных двухъярусных барабанов, которые увенчиваются сияющими золотом восьмигранными главками.
Ну и еще подарок нам от строителей – рядом стоит красивейшая трехъярусная шатровая колокольня.
В целом же можно сказать, что храм Михаила Архангела носит черты так называемого «московского барокко».
Храм, увы, и закрывался, и разорялся. Особенно жаль пропавшие в первой трети прошлого века колокола, из уникального набора которых, впрочем, остался один, сохраненный кем-то из местных жителей, возвращенный храму и занявший в итоге свое законное место.
В настоящее время храм не просто возвращен церкви, бережно восстановлен и имеет статус Патриаршего подворья.
Однако, нужно заканчивать, поэтому напоследок – адрес Храм Архангела Михаила.
Проспект Вернадского, 90
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 96 зач., VIII, 2-13.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Людям, как известно, свойственно сложные вещи упрощать. Так устроено наше сознание, и нам так просто легче жить. Но есть области бытия, где упрощение может довести до печальных последствий. И одна из таких областей — жизнь духовная. О недопустимости упрощения отношений человека и Бога рассуждает апостол Павел в отрывке из 8-й главы своего послания к Римлянам, который читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 8.
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.
6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир,
7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
Лейтмотивом прозвучавшего отрывка из послания апостола Павла к Римлянам является противостояние плоти и духа. На первый взгляд, понять суть проблемы, которую поднимает апостол, довольно трудно. Для этого нам понадобится немного погрузиться в исторический контекст. Римская община христиан первоначально состояла из евреев, поверивших во Христа и принявших крещение. Затем к ним присоединились бывшие язычники. До определённого времени церковная община Рима жила в мире. Но затем последовал указ императора Клавдия, согласно которому евреи (и иудеи, и христиане) изгонялись из всех крупных городов из-за подозрений в сепаратизме. В результате, Римская община лишилась своего ядра. Что привело к кризису — помочь его преодолеть поспешил апостол Павел, направивший столичным христианам послание. В этом тексте содержится много важных мыслей и ценных советов. Один из них мы только что слышали.
Апостол Павел напоминает своим читателям, а вместе с ними и нам, что спасение в христианском понимании невозможно получить самостоятельно — без Бога. Спасение является даром Божиим. И поддаются досадной иллюзии те, кто полагают, что с Творцом можно играть в какие-то религиозные игры. А именно — с помощью исполнения тех или иных традиций, обрядов фактически принудить Бога к тому, чтобы Он даровал человеку те или иные блага. Апостол называет подобный ошибочный подход к духовной жизни — плотским. Потому что данное видение не может возвыситься над горизонтом земных вещей. Такое отношение к религии имело место и в язычестве, и в позднем иудаизме. И там, и там люди полагали, что через совершение каких-то ритуалов они гарантированно получают необходимый результат — помощь свыше. При этом какого-либо внутреннего изменения к лучшему в общем-то и не требуется.
Апостолу Павлу такой меркантильный подход совершенно не нравился. В первую очередь, по причине его фактической лживости. Вот почему Павел призывает своих читателей жить не плотской, а духовной жизнью. Что означает на практике следующее. Вера не может существовать без внешнего проявления. Но внешние поступки определяются тем, какое конкретное содержание вкладывает человек в них. И Павел призывает нас не играть в меркантильные игры, не упрощать отношения с Богом до уровня «ты мне — я тебе», а опираться на искреннюю веру и на надежду, что наши скромные приношения будут Богом приняты и освящены. И ответом со стороны Творца станет дар Духа Святого, без помощи Которого никакого спасения стяжать нельзя. Потому что спасение не есть какой-то бесконечный комфорт, что существует помимо Бога, но жизнь вечная во Христе и со Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Заповеди блаженства о нищих духом и плачущих». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в студии был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя и значении заповедей блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» и «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена историческому контексту Нагорной проповеди.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Китайские мученики». Священник Алексей Юсупов

У нас в гостях был секретарь китайского Патриаршего подворья в Москве священник Алексей Юсупов.
Мы говорили о православии в Китае, об истории распространения христианства в этой стране, а также об известный китайских христианских мучениках.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер