Деян., 33 зач., XIII, 25-32.
Глава 13.
25 При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах.
26 Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.
27 Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу,
28 и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его.
29 Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб.
30 Но Бог воскресил Его из мертвых.
31 Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.
32 И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Только что мы услышали отрывок большой речи апостола Павла, которую он произнес в одной из синагог перед иудеями. Апостол рассказывает своим соплеменникам историю Иисуса, доказывая, что Он и есть обещанный Мессия. Начинает он свой рассказ упоминанием об Иоанне Крестителе, который первый во всеуслышание объявил о мессианстве Христа.
Если мы приглядимся к его отношению к Спасителю, то обнаружим одну интересную вещь. Безусловно, Иоанна можно назвать другом Христа. Они знали друг друга еще до рождения, что видно из евангельского эпизода, в котором рассказывается о встрече их матерей. Много позже Господь приходит к нему креститься на Иордан, называет его «ангелом своим» и «большим из рожденных женами». Но при этом Иоанн всегда остается словно в стороне от Христа. Он не входит в число Его ближайших апостолов, параллельно с Ним имеет собственных учеников, которые даже сомневаются в мессианстве Иисуса. Да и Господь словно держит от него дистанцию. Когда Крестителя заключают под стражу, Он, вместо того, чтобы поспешить к другу, уходит в Галилею, то есть, в совершенно противоположную сторону.
На этом основании некоторые даже предполагали, что между Иоанном и Спасителем было какое-то соперничество. Однако всё ставят на место слова Предтечи о своем божественном друге: «не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась». Согласитесь, эти слова исполнены самой искренней любви и преданности. И, конечно же, никакой конкуренции и ревности здесь нет. Скорее, мы видим, что Иоанн готов уйти в тень ради Христа. «Ему должно расти, а мне умаляться», — говорит он. В этом причина его радости. Он действительно осознает себя всего лишь голосом, смысл существования которого — исполнение не своей воли, но воли Бога.
И в этом для всех нас содержится замечательный урок. Порой подлинно благородный и великодушный поступок — уметь пожертвовать ради родного и близкого своими самыми глубокими движениями сердца. Побороть в себе желание быть рядом с ним и получать от него ежечасно признания в ответ на свои искренние чувства. Не навязывать себя ему. Оставить его в покое. Уйти на дистанцию, как бы больно и неприятно от этого не было. Ведь именно так по отношению к нам действует и Сам Господь. Дает нам полную свободу, а Сам словно умаляется. И в основе этого отнюдь не равнодушие и безразличие. В основе этого то, чем стоит подлинная христианская вера, — бережное и трепетное отношение к ближнему и жертвенная любовь.
«Как провести период Святок?» Священник Павел Усачев
Нашим гостем был клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами в Москве священник Павел Усачёв.
Мы говорили о периоде Святок, о связанных с ним христианских смыслах и церковных традициях, а также о том, как провести этот период между Рождеством и Крещением Господним.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
8 января. О радости святочных дней
Сегодня 8 января. Рождественские святки.
О радости святочных дней — священник Роман Федотов.
8 января. Об истории Иконы Богородицы Трех Радостей
Сегодня 8 января. Церковь чтит Икону Богородицы Трех Радостей.
О её истории — священник Алексий Долгов.