Страшно вспоминать, что я творила в своей жизни до того, как пришла к Богу. Как хорошо было бы этого избежать, никогда не делать. И хоть покаялась, но осознание того, что это было, останется навсегда. Иногда вспоминаю, и волна стыда охватывает — это сделала я. А в тот момент жизни казалось, что это нормально.
Иногда задумывалась: как хотелось бы прийти в Церковь просто по любви к Богу, а не с покаянными рыданиями. Хорошо было бы знать Господа и веру с детства. Была бы чистой, спокойной, избежала бы грехов.
Но в ответ на это как-то услышала в православной передаче такую мысль: «Многие люди видели Христа во время Его земного служения, слушали Его проповеди, знали о Его делах, но не все пошли за Ним, не все покаялись и изменились. Так и в нашей жизни, даже если кто-то изучает православную веру — не все меняются, не стараются следовать заповедям».
Странно, что, читая Евангелие, я не перенесла эту мысль на себя. С чего я взяла, что присоединилась бы к ученикам Господа, а не к фарисеям? Почему решила, что, зная православие с детства, не отказалась бы от веры, скажем, в подростковом возрасте? Не нужно вообще думать о том, что было бы. Это — моя жизнь, которую не исправишь, заново не проживешь.
Господь звал меня и раньше, но не услышала, не пошла к Нему на встречу. Я сама виновата, что мой путь к Богу лежит через падения. Значит, я должна была пройти через все это, для того чтобы понять, что я так больше не хочу, мне так жить не нравится. Слава Богу, что не отчаялась. Рядом оказались люди, которые поддержали и направили. Их добро, забота, ненавязчивое внимание ко мне точно не пропали даром. Пришла в храм, покаялась.
Помните, как Господь сказал, когда его ноги слезами омывала грешная женщина? Кому много простилось, тот и возлюбил много. И я благодарю Бога за то, что он всегда ждет человека. А нам решать, когда Господь станет нужнее всего на свете. Кто-то живет с Богом и в чистоте с детства. Но, слава Тебе, Спаситель, что принимаешь и таких, как я, уверовавших после многих жизненных испытаний. Теперь хочу быть рядом с Тобой навсегда.
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение
Брань с привычкой. Алёна Боголюбова
В «Оптину пустынь» — за опытом, — есть такое расхожее выражение. Я проверила его на себе и вот какое мнение на этот счёт у меня сложилось: трудничество в монастыре — это прекрасный и наиболее действенный способ избавиться от вредных привычек, и приобрести привычки полезные.
В обители моим послушанием стало мытьё посуды после братской трапезы. А всё свободное время я тратила на что-то душеполезное: читала, гуляла в тихом и красивом лесу, где много святых источников, ходила на службы и молилась рядом с монахами. При этом, тебя обеспечивают вполне приличным жильём и кормят монастырской едой из экологически чистых продуктов. Но главное, что в Оптиной у меня получилось посмотреть в себя и обнаружить то, что мне мешает. Гаджеты! Для меня смартфон — уже не просто необходимый атрибут, а привычка. И только в монастыре я поняла, чего она меня лишает.
Однажды, попытка подзарядить телефон на кухне с гигантскими электроплитами, на которых готовят еду для всей братии, окончилась мгновенной смертью моего смартфона. Я сама виновата — решила вставить устройство в розетку, над которой была четкое предупреждение: «Использовать только для оборудования братской трапезы!». В общем, скачок в напряжении не оставил шансов моему гаджету. Расстройство длилось примерно три секунды, после чего я неожиданно для самой себя произнесла: «Ну, и слава Богу!». Я почему-то обрадовалась, увидев в этом знак.
Первые два дня, а точнее два вечера, мне сильно не хватало моего смартфона, ощущалась какая-то пустота, даже уснуть было трудно. Хотя действительно важные вопросы были решены: мужу и детям я позвонила с чужого телефона — убедилась, что они в порядке, и мы договорились созваниваться каждый вечер. На работе тоже все было спокойно, то есть мир меня отпустил. А вот отпустила ли мир я?.. Выходило, что нет. Но именно благодаря особой атмосфере монастыря мой мозг стал освобождаться от информационных перегрузок. Это очень явно чувствовалось по утрам, когда я просыпалась на ранний братский молебен, а на душе были мир и тишина. На третий день я почувствовала, как мое настроение улучшилось, появилась бодрость.
В беседе с одним из оптинских иеромонахов я упомянула о своем — в кавычках — «подвиге» и оказалось, что это обычное дело. Да, батюшка так и сказал:
— Это классика. Любая аскеза высвобождает энергию. Главное перенаправить её во что-то полезное.
Теперь вместо просмотра ленты и переписки, я читаю жития святых, делаю зарядку, учу стихи, занимаюсь каллиграфией и так далее.
Понятно, что выигранный бой, это еще не выигранная война — враг просто так не отступит, но я теперь точно знаю, с кем имею дело и что на кону. 20-30 минут ежевечернего пролистывания ленты и просмотра развлекательных видео — это неделя чистого времени за год. То есть 7 суток в году я просто выбрасывала. Не знаю, случайно ли, но в самый нужный момент мне на глаза попалась цитата одного из оптинских старцев — преподобного Никона, который говорил так:
— Надо все дурное, также и страсти, борющие нас, считать не своими, а от врага — диавола. Это очень важно. Тогда только и можно победить страсть, когда не будешь считать ее своей.
Да, как же всё-таки это промыслительно: только освободившись от привычки, я увидела, кто мне помог её сформировать.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
24 декабря. Об укреплении веры апостолов Господом нашим Иисусом Христом

В 8-й главе Евангелия от Марка есть слова о Христе: «Начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть».
Об укреплении веры апостолов Господом нашим Иисусом Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Все выпуски программы Актуальная тема
24 декабря. О важности духовного роста христиан
В 5-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Для вас нужно молоко, а не твёрдая пища».
О важности духовного роста христиан — протоиерей Максим Первозванский.
Все выпуски программы Актуальная тема











