Дар или подвиг?

Дар или подвиг?
Поделиться

Иногда между верующими людьми возникают споры – что такое спасение? Это дар, который мы получаем по чистой милости Божией, или что-то, что мы совершаем напряженным личным подвигом? На самом деле, как говорит Писание, и то и другое.

Когда Церковь преподает нам Святое Крещение, мы получаем, благодатью Божией, величайшие дары, которые только может получить человек. В Крещении мы становимся своими, причастниками Христу, приобщаемся Его жизни.

Как говорит святой Иоанн Златоуст, “Ведь мы были освобождены от наказания, совлеклись всякого зла, были возрождены свыше, воскресли после погребения ветхого человека, были искуплены, освящены, приведены в усыновление, оправданы, сделались братьями Единородного, стали Его сонаследниками и сотелесными с Ним, вошли в состав Его плоти и соединились с Ним так, как тело с главою”

Все это мы не заслужили – и не могли не заслужить – но получили в дар, только и исключительно потому, что Сын Божий воплотился и стал Человеком ради нашего спасения, принял смерть за наши грехи и воскрес из мертвых.

Попробую привести пример. Представьте себе беспризорника, нищего, вора. Очевидно, ему предстоит жалкая смерть после недолгой жизни. Но происходит чудо – его решает усыновить Царь. Царь вводит его во дворец, объявляет наследным принцем, сажает на высокое место рядом со своим троном, представляет его подданным и иностранным послам как наследного принца.

Все это, конечно, может быть только даром – беспризорник ничем не мог бы приобрести такого положения. Все, что у него есть – это только дурное прошлое, дурное воспитание, дурные привычки и дурные болезни. Царь абсолютно ничего ему не должен и не может быть должен. Но он просто берет и вводит его во дворец – даром, по благодати, как говорит Писание.

Но у этого спасения есть определенные последствия. Раз теперь юноша – наследный принц, ему придется учиться вести себя как наследному принцу. Это будет не всегда легко – учитывая, что он привык к совсем другому. Но это необходимо – раз теперь он царский сын.

Он уже принят Царем и сделан Его сыном – но он еще спасается от своих дурных привычек и учится жить так, как требует его новое положение.

Жизнь наследных принцев в реальных монархиях вовсе не была настолько легкой, как можно подумать – их воспитывали в большой строгости и суровой дисциплине, учитывая огромную ответственность, которая должна была лечь на их плечи.

Так и жизнь христианина – это усилие, подвиг, непрестанная борьба, которая завершится только на небесах.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (4 оценок, в среднем: 4,75 из 5)
Загрузка...