Воспитанники Ставропольской мужской гимназии ждали наступления холодов. Но на сей раз - не только в предвкушении игры в снежки и других весёлых зимних забав. В этом году мальчишкам не терпелось еще и поскорее надеть обновки: добротные, почти совсем как у взрослых, драповые пальто, сшитые у лучшего в городе портного. Эти пальто выглядели куда представительнее их привычных ученических бушлатиков, а главное – были несравнимо теплее. Конечно, приобрести для мальчишек подобную роскошь не смогли бы ни их небогатые родители, ни гимназическое начальство.
А вот Александру Фёдоровичу Нестерову, известному в уезде купцу и промышленнику, такой щедрый подарок было вполне по средствам. Чтобы гимназисты–пансионеры Ставропольской классической мужской гимназии не простужались ветреными, промозглыми зимами и не пропускали из-за этого учёбу, купец специально для них сшил на заказ сто первоклассных шерстяных пальто.
Сам Александр Федорович Нестеров в детстве в гимназию не посещал. Образование он получил домашнее, как было принято в старых купеческих семьях. Отец семейства занимался продуктовой торговлей. После его смерти успешный, прибыльный бизнес перешёл к Александру. А он научился не только приумножать капиталы, но и помогать людям, нуждающимся в поддержке и участии.
Первые шаги на ниве благотворительности Нестеров сделал в годы Крымской войны. Как истинный патриот, имеющий достаточные средства для деятельной помощи, он закупал оружие и обмундирование для российских солдат, помогал армии продовольствием. За это в тысяча восемьсот пятьдесят седьмом году Александр Фёдорович был удостоен особой памятной медали на Анненской ленте.
Но Нестерова не манили награды и почести. В делах милосердия он видел, прежде всего, свой прямой долг человека и христианина. «Капиталы с собой на тот свет не потащишь. Зато на этом можно с их помощью сделать много полезного для ближних, и этим спасти свою душу», - любил повторять Александр Фёдорович.
Человеком он был по-настоящему верующим, и много помогал Церкви. Будучи старостой Михайло-Архангельского домового храма в той самой гимназии, воспитанникам которой он подарил тёплые пальто, Нестеров на собственные деньги приобрёл для внутреннего убранства церкви позолоченный иконостас, изготовленный в Москве по специальному заказу. Он жертвовал деньги на покупку облачений для духовенства, золотых и серебряных Богослужебных предметов, свечей и ладана. С помощью Александра Фёдоровича в Ставрополе был выстроен архиерейский дом.
Мужскую гимназию Нестеров тоже опекал особо. Заботу о детях он считал святым делом. У самого Александра Фёдоровича детей не было очень долго. А когда они с супругой, смирившись со своим положением, усыновили маленького подкидыша, Господь дал Нестерову двух дочерей и сына! Гимназистам Александр Фёдорович помогал одеждой, продуктами, канцелярскими принадлежностями. Самым прилежным ученикам назначал стипендии.
В окрестностях Ставрополя у Александра Фёдоровича было обширное владение – около двух с половиной тысяч десятин плодородной земли. В один прекрасный день на стол ставропольского городского головы легло письмо от Нестерова: «Желая принести посильную помощь жителям Ставрополя, впавшим в нищету и терпящим крайнюю нужду, я заблагорассудил принести в дар городу принадлежащее мне имение…». Дар был безвозмездным – с единственным, но железным условием: доходы с имения будут использоваться для пособий нуждающимся. Выдаваться они должны по мере необходимости, но не менее трёх раз в год: в праздник Рождества Христова, на Пасху и на именины жертвователя – в день памяти святого князя Александра Невского.
Благотворительность часто оценивают языком цифр – говоря им, пожертвования Александра Нестерова составили в общем и целом более полумиллиона царских российских рублей. Но человеческую благодарность цифрами выразить невозможно. Она исходит из переполненных сердец, и остаётся жить в памяти потомков. На городской Аллее Славы в самом центре современного Ставрополя стоит стела в память о выдающемся благотворителе - Александре Фёдоровиче Нестерове.
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»