У одного правителя была прекрасная дочь, и пришла пора выдать её замуж. Собрались в его дворце лучшие джигиты — состязаться в ловкости и силе. В конце испытаний отец невесты давал им одно секретное задание — и никто не мог справиться.
Приехал во дворец и славный джигит Ахмет. Увидел он царскую дочь и влюбился без памяти. Правитель позвал Ахмета и говорит:
— Моего любимого коня похитил джин. За высокой горой есть волшебный сад, в дальнем углу стоит конюшня, где джин держит моего коня. Поезжай и приведи мне этого коня. Если справишься — возьмёшь мою дочь в жёны.
Добрался Ахмет до волшебного сада. И впрямь, стоит на краю сада конюшня, а в ней — белый конь дивной красоты. На стенах конюшни уздечки развешаны, и все из чистого золота. Каких только нет уздечек: одна украшена изумрудами, другая рубинами, третья — жемчужным плетением.
Задумался Ахмет: какую же уздечку ему выбрать? От блеска и красоты глаза разбегаются: то одну уздечку рукой потрогает, то другую.
«А ведь правитель просил привести только своего любимого коня, про уздечку он ничего не говорил, — вспомнил Ахмет. — Наверное, эти золотые уздечки джину принадлежат. Зачем же я буду чужое брать?»
Снял Ахмет со своего коня старую уздечку из потёртой кожи, надел её на коня правителя, так и повёл его во дворец. А верный конь Ахмета без уздечки за ними следом побежал.
Ахмет одной рукой любимую лошадь правителя ведёт, а другой за свой меч держится. Но так и не пришлось ему в дороге ни разу обнажить свой меч.
Явился Ахмет в царский дворец.
— Молодец, Ахмет, ты единственный из джигитов выдержал испытание — отдаю за тебя свою дочь, — говорит довольный правитель.
— Спасибо, отец, — поклонился ему Ахмет. — Только я тебе правду скажу: не пришлось мне сразиться с джином. Видно, он крепко спал, когда я лошадь из его конюшни выводил.
— Не было там никакого джина, — улыбнулся правитель. — На самом деле, и сад за горой, и эта конюшня мне принадлежат, да и коня у меня никто не крал. Я нарочно туда женихов посылал, на жадность и честность проверял. Хоть и ловкие они джигиты, а все самую дорогую золотую уздечку в конюшне хватали. А я так думаю: может, они и мою дочку хотят взять замуж только из-за её богатства? Никогда она не будет счастлива с таким мужем. Поэтому я поклялся отдать дочь за того, кто приведёт мне коня без золотой уздечки, не позарится на блеск чужого добра. Жадность человеческая — хуже всякого джина, её гораздо труднее победить.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема