Зинаида Серебрякова. Автопортрет с дочерьми Татой и Катей - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Зинаида Серебрякова. Автопортрет с дочерьми Татой и Катей

* Поделиться

— Как неожиданно увидеть в Рыбинском художественном музее автопортрет Зинаиды Серебряковой с дочерьми Татой и Катей. Вы не знаете, Андрей Борисович, как он здесь оказался?

— Эту картину, написанную в 1921 году, Зинаида Евгеньевна пожертвовала Обществу помощи художникам. А правление организации подарило полотно Рыбинскому музею.

— Надо же, подарок Обществу помощи. Насколько я помню, Серебрякова после революции сама жила очень бедно.

— Не просто бедно, а впроголодь. Это было немыслимо трудное время для Зинаиды Евгеньевны. Родное имение разграбили и сожгли, любимый муж умер от тифа. На руках тридцатипятилетней художницы осталась пожилая мать и дети. Чтобы прокормить семью, Зинаида писала картины сутки напролёт. И на автопортрете мы видим её с кистями в руках. Но картины продавались плохо, жить было не на что.

— Какая тяжкая ноша досталась этой хрупкой женщине! И ей хватило сил не погрузиться в отчаяние, окружить детей теплом.

— Да, это видно и по автопортрету — художница держит кисти и одновременно обнимает дочку. А вторая дочь обвила маму руками за шею.

— Зинаида здесь сама как ребёнок — открытая, беззащитная. И столько любви, столько нежности в переплетении рук девочек, в их взглядах. И ведь дальше судьба Серебряковых сложилась непросто?

— Непросто. В 1924 году дядя Зинаиды Евгеньевны, художник Александр Бенуа, нашел для неё в Париже заказ на изготовление большого панно. Серебрякова отправилась во Францию, рассчитывая заработать и вернуться. Но появлялись новые заказы. Художница бралась за любой, чтобы побольше денег отправить на родину своим близким. И так проходил год за годом.

— Вы говорите, Зинаида отправляла деньги близким? То есть, её дочки остались в России?

— Дочки жили с бабушкой в Петербурге. Спустя четыре года удалось переправить во Францию младшую, Катю. Вот она на картине — светленькая, у мамы под крылышком. В 1928 году четырнадцатилетняя девочка в одиночку преодолела путь в Париж с пересадкой в Берлине.

— Такие перемены в подростковом возрасте — из советской России переехать в столицу искусств. И к маме! Наверное, Катя наконец вздохнула свободно.

— Всё было не так просто. В Петербурге, то есть, уже в Ленинграде, о детях заботилась бабушка. Она не работала и всю себя посвятила внукам. А в Париже в маленькой тесной квартирке Зинаиды Евгеньевны царил неуют. Художница много работала, часто болела, практически не готовила. И Катя взяла весь быт на себя. В заботах о маме она провела всю жизнь и так и не вышла замуж.

— А старшая дочь Зинаиды, Тата — что стало с ней?

— Она так и жила на родине. Окончила хореографическое училище, затем Ленинградский институт живописи. Вышла замуж, родила сына. Работала художником сцены во МХАТе. С мамой Татьяна встретилась только через тридцать шесть лет после расставания. Ей разрешили выехать в Париж в 1960 году во время хрущевской оттепели.

— Как вы думаете, Андрей Борисович, девочки обижались на маму? Тата — за горечь многолетней разлуки, Катя — за неустроенную жизнь на чужбине?

— Ни в одном источнике я не встречал даже намёка на это. Ведь и самой художнице жилось несладко. Душа её болела за старенькую маму и за детей, стремление заработать для них побольше оборачивалось хронической усталостью. Катя с Татой это прекрасно понимали, они относились к маме с состраданием. И любовь, запечатлённая на автопортрете Зинаиды Серебряковой с дочерьми, с годами стала только глубже.

«Автопортрет Зинаиды Серебряковой с дочерьми Татой и Катей можно увидеть в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем