— Как неожиданно увидеть в Рыбинском художественном музее автопортрет Зинаиды Серебряковой с дочерьми Татой и Катей. Вы не знаете, Андрей Борисович, как он здесь оказался?
— Эту картину, написанную в 1921 году, Зинаида Евгеньевна пожертвовала Обществу помощи художникам. А правление организации подарило полотно Рыбинскому музею.
— Надо же, подарок Обществу помощи. Насколько я помню, Серебрякова после революции сама жила очень бедно.
— Не просто бедно, а впроголодь. Это было немыслимо трудное время для Зинаиды Евгеньевны. Родное имение разграбили и сожгли, любимый муж умер от тифа. На руках тридцатипятилетней художницы осталась пожилая мать и дети. Чтобы прокормить семью, Зинаида писала картины сутки напролёт. И на автопортрете мы видим её с кистями в руках. Но картины продавались плохо, жить было не на что.
— Какая тяжкая ноша досталась этой хрупкой женщине! И ей хватило сил не погрузиться в отчаяние, окружить детей теплом.
— Да, это видно и по автопортрету — художница держит кисти и одновременно обнимает дочку. А вторая дочь обвила маму руками за шею.
— Зинаида здесь сама как ребёнок — открытая, беззащитная. И столько любви, столько нежности в переплетении рук девочек, в их взглядах. И ведь дальше судьба Серебряковых сложилась непросто?
— Непросто. В 1924 году дядя Зинаиды Евгеньевны, художник Александр Бенуа, нашел для неё в Париже заказ на изготовление большого панно. Серебрякова отправилась во Францию, рассчитывая заработать и вернуться. Но появлялись новые заказы. Художница бралась за любой, чтобы побольше денег отправить на родину своим близким. И так проходил год за годом.
— Вы говорите, Зинаида отправляла деньги близким? То есть, её дочки остались в России?
— Дочки жили с бабушкой в Петербурге. Спустя четыре года удалось переправить во Францию младшую, Катю. Вот она на картине — светленькая, у мамы под крылышком. В 1928 году четырнадцатилетняя девочка в одиночку преодолела путь в Париж с пересадкой в Берлине.
— Такие перемены в подростковом возрасте — из советской России переехать в столицу искусств. И к маме! Наверное, Катя наконец вздохнула свободно.
— Всё было не так просто. В Петербурге, то есть, уже в Ленинграде, о детях заботилась бабушка. Она не работала и всю себя посвятила внукам. А в Париже в маленькой тесной квартирке Зинаиды Евгеньевны царил неуют. Художница много работала, часто болела, практически не готовила. И Катя взяла весь быт на себя. В заботах о маме она провела всю жизнь и так и не вышла замуж.
— А старшая дочь Зинаиды, Тата — что стало с ней?
— Она так и жила на родине. Окончила хореографическое училище, затем Ленинградский институт живописи. Вышла замуж, родила сына. Работала художником сцены во МХАТе. С мамой Татьяна встретилась только через тридцать шесть лет после расставания. Ей разрешили выехать в Париж в 1960 году во время хрущевской оттепели.
— Как вы думаете, Андрей Борисович, девочки обижались на маму? Тата — за горечь многолетней разлуки, Катя — за неустроенную жизнь на чужбине?
— Ни в одном источнике я не встречал даже намёка на это. Ведь и самой художнице жилось несладко. Душа её болела за старенькую маму и за детей, стремление заработать для них побольше оборачивалось хронической усталостью. Катя с Татой это прекрасно понимали, они относились к маме с состраданием. И любовь, запечатлённая на автопортрете Зинаиды Серебряковой с дочерьми, с годами стала только глубже.
«Автопортрет Зинаиды Серебряковой с дочерьми Татой и Катей можно увидеть в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике».
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия