— Как неожиданно увидеть в Рыбинском художественном музее автопортрет Зинаиды Серебряковой с дочерьми Татой и Катей. Вы не знаете, Андрей Борисович, как он здесь оказался?
— Эту картину, написанную в 1921 году, Зинаида Евгеньевна пожертвовала Обществу помощи художникам. А правление организации подарило полотно Рыбинскому музею.
— Надо же, подарок Обществу помощи. Насколько я помню, Серебрякова после революции сама жила очень бедно.
— Не просто бедно, а впроголодь. Это было немыслимо трудное время для Зинаиды Евгеньевны. Родное имение разграбили и сожгли, любимый муж умер от тифа. На руках тридцатипятилетней художницы осталась пожилая мать и дети. Чтобы прокормить семью, Зинаида писала картины сутки напролёт. И на автопортрете мы видим её с кистями в руках. Но картины продавались плохо, жить было не на что.
— Какая тяжкая ноша досталась этой хрупкой женщине! И ей хватило сил не погрузиться в отчаяние, окружить детей теплом.
— Да, это видно и по автопортрету — художница держит кисти и одновременно обнимает дочку. А вторая дочь обвила маму руками за шею.
— Зинаида здесь сама как ребёнок — открытая, беззащитная. И столько любви, столько нежности в переплетении рук девочек, в их взглядах. И ведь дальше судьба Серебряковых сложилась непросто?
— Непросто. В 1924 году дядя Зинаиды Евгеньевны, художник Александр Бенуа, нашел для неё в Париже заказ на изготовление большого панно. Серебрякова отправилась во Францию, рассчитывая заработать и вернуться. Но появлялись новые заказы. Художница бралась за любой, чтобы побольше денег отправить на родину своим близким. И так проходил год за годом.
— Вы говорите, Зинаида отправляла деньги близким? То есть, её дочки остались в России?
— Дочки жили с бабушкой в Петербурге. Спустя четыре года удалось переправить во Францию младшую, Катю. Вот она на картине — светленькая, у мамы под крылышком. В 1928 году четырнадцатилетняя девочка в одиночку преодолела путь в Париж с пересадкой в Берлине.
— Такие перемены в подростковом возрасте — из советской России переехать в столицу искусств. И к маме! Наверное, Катя наконец вздохнула свободно.
— Всё было не так просто. В Петербурге, то есть, уже в Ленинграде, о детях заботилась бабушка. Она не работала и всю себя посвятила внукам. А в Париже в маленькой тесной квартирке Зинаиды Евгеньевны царил неуют. Художница много работала, часто болела, практически не готовила. И Катя взяла весь быт на себя. В заботах о маме она провела всю жизнь и так и не вышла замуж.
— А старшая дочь Зинаиды, Тата — что стало с ней?
— Она так и жила на родине. Окончила хореографическое училище, затем Ленинградский институт живописи. Вышла замуж, родила сына. Работала художником сцены во МХАТе. С мамой Татьяна встретилась только через тридцать шесть лет после расставания. Ей разрешили выехать в Париж в 1960 году во время хрущевской оттепели.
— Как вы думаете, Андрей Борисович, девочки обижались на маму? Тата — за горечь многолетней разлуки, Катя — за неустроенную жизнь на чужбине?
— Ни в одном источнике я не встречал даже намёка на это. Ведь и самой художнице жилось несладко. Душа её болела за старенькую маму и за детей, стремление заработать для них побольше оборачивалось хронической усталостью. Катя с Татой это прекрасно понимали, они относились к маме с состраданием. И любовь, запечатлённая на автопортрете Зинаиды Серебряковой с дочерьми, с годами стала только глубже.
«Автопортрет Зинаиды Серебряковой с дочерьми Татой и Катей можно увидеть в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер