
На мультфильмах, созданных сёстрами Валентиной и Зинаидой Брумберг, выросло несколько поколений зрителей. Сёстры оставили о себе самую светлую и весёлую память. И это несмотря на то, что жили они в далеко не светлую и уж совсем не весёлую эпоху.
Валя и Зина родились в один день — второго августа. Валентина была старшей. Она появилась на свет в последний год 19-ого века. Зинаида стала ровесницей 20-ого столетия. Больше всего на свете девочки любили рисовать. Поля их учебников украшали сказочные герои, рыцари и дамы. За испорченные книги попадало от старших. Но то, за что Валю и Зину ругали в детстве, впоследствии прославило их на весь мир. Ведь они создали советскую мультипликацию.
В те времена, когда Валя и Зина окончили гимназию, об искусстве анимации никто ещё понятия не имел. Сёстры хотели быть художницами и поступили во ВХУТЕМАС — высшие художественно-технические мастерские. А по их окончании посвятили себя режиссуре в только-только зарождающейся мультипликации. В 1927-ом году сестёр пригласили на постановку в детский театр. Режиссёру захотелось, чтобы в драматическое действие была включена мультипликация. Что сёстры Брумберг и выполнили блестяще.
Так сложился союз, какого ещё не видел мир. Всегда считалось, что два режиссёра на одну семью — это чересчур. А уж если эти режиссёры – женщины, да ещё сёстры, да ещё с совершенно с разными характерами… За успех предприятия не ручался никто. Но именно непохожесть Валентины и Зинаиды помогла им состояться в профессии и всю жизнь держаться вместе.
Озорная, лёгкая на подъём Валентина, генерировала идеи. О её трудолюбии ходили легенды. Зинаида тоже могла работать 24 часа в сутки. Но в отличие от сестры была медлительной и всегда поверяла алгеброй гармонию. Бывало, Валентина загоралась новой идеей, фантазировала, а Зинаида спокойно всё обдумывала и если считала, что сестра затеяла вздор, так ей об этом и говорила. Начинался спор, потом ссора. А ссорились сестрицы совершенно как дети. Когда у Валентины не хватало аргументов, она в качестве последнего довода приводила такой: «Мама всегда говорила, что ты глупее меня!». К скандалам прислушивалась вся студия, но никто не боялся, что сёстры рассорятся. Ни жить, ни работать друг без друга они не могли.
Брумберг и внешне были непохожими. Валентина экспериментировала с внешностью, выкрашивая волосы в самые немыслимые цвета. Зинаида всю жизнь носила детскую чёлку. Рассказывают, что однажды, уже пожилую Зинаиду встретил приятель, с которым она не виделась с начальных классов гимназии. «Зина, ты ничуть не изменилась», — воскликнул старый друг.
К 70-ти годам ничуть не изменилась и Валентина. Возраста для неё не существовало. Приехав в Египет, она, с грацией юной барышни взобралась на верблюда и сфотографировалась на нём. Драматург Николай Эрдман, не понимал, как в одной семье могли уживаться такие разные сестры: энергичная Валентина, любившая скачки и рестораны, и тихая Зинаида, сидящая вечерами в квартире, наводившая в ней уют и ужинающая лапшой.
Вторым родным домом для сестёр стала их студия. Комнатка, на двери которой висела табличка «Реж. В. и З. Брумберг» всегда была полна народа. Кабинет служил, по сути, местом встреч интересных людей. А их сёстры притягивали к себе как магнитом. Каждый, кто к ним заходил, получал заряд отличного настроения. Валентина и Зинаида дружили с самыми блистательными людьми той эпохи: артистами МХАТа, писателями, драматургами. Юрий Олеша, например, прежде чем отправиться с визитом к сёстрам, смотрел на себя в зеркало, говоря: «Иду к дамам, надо отразиться».
«Бабушки русской анимации» — так называли сестёр Брумберг. Представительницы старой школы — они не боялись конкуренции со стороны молодых. Гораздо страшнее были чиновники от искусства, мешающие и запрещающие творить. Когда сёстры в своих фильмах затрагивали тему религии, им от имени всех детей Советского Союза говорили, что ребята не поймут верующих в Бога героев. А ребята понимали, и давно уже повзрослев, с удовольствием в сотый раз пересматривают «Три толстяка», «Красную шапочку» или «Пропавшую грамоту», в сотый раз говоря «спасибо» сёстрам Валентине и Зинаиде Брумберг.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Брянск. Преподобный Поликарп Брянский

Фото: Mariana Mishina / Unsplash
Преподобный Поликарп вошёл в историю Русской церкви как основатель Брянского Спасо-Преображенского монастыря. Большинство исторических документов, свидетельствующих о святом, были утрачены в Смутное время. А в конце девятнадцатого века брянский краевед Павел Тиханов сопоставил немногие известные о подвижнике факты. И с уверенностью предположил, что преподобный Поликарп — не кто иной, как князь Пётр Иванович Барятинский. Князь жил в шестнадцатом веке, участвовал в Ливонской войне. Попал в плен, а по возвращении на родину принял постриг с именем Поликарп. На свои средства построил Спасо-Преображенскую обитель, вёл там строгую жизнь, был похоронен в монастырском соборе. В 1897 году Церковь прославила преподобного Поликарпа в лике святых. Мощи праведника почивали под спудом в храме Преображения Господня. В 1968 году эту церковь взорвали безбожники, место захоронения преподобного затерялось. Но память о нём православные бережно хранят. Преподобному Поликарпу посвящён один из приделов Брянского собора Покрова Пресвятой Богородицы.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.