
Фото: PxHere
На улице Крупской, что на юго-западе Москвы, расположен Домик. Так ласково называют Свято-Софийский социальный дом — единственное в России учреждение семейного типа для сирот с тяжёлыми нарушениями развития. Здесь по-домашнему тепло и уютно — эту атмосферу для подопечных создают отзывчивые сотрудники. Один из них — Михаил Панасик — сопровождающий или, как говорят в Домике, значимый взрослый, который помогает ребёнку во всём и служит примером.
Свою жизнь до прихода в Свято-Софийский дом Михаил называет тяжёлой: «Планов я не строил, просто следовал за своими чувствами, как лист на ветру», — поясняет он. В десятилетнем возрасте его отец погиб, а маме пришлось работать за двоих. Мальчик часто оставался дома один и со временем познакомился с подростками, для которых алкоголь и наркотики были нормой. Михаил не скрывает: постепенно злоупотребление превратилось в зависимость, с которой он боролся 10 лет!
Михаил Панасик учился в педагогическом университете, когда цепочка встреч и событий привела его к Богу. В 23 года он крестился, стал ходить в храм, участвовать в таинствах. «Я получил духовную поддержку, на которую смог опереться, — вспоминает Михаил. — И потихоньку вышел из зависимости: мне было стыдно продолжать себя отравлять».
После вуза он работал менеджером в компании по продаже окон: дела шли хорошо, и зарплата устраивала. Но однажды оказался в Домике — по словам Михаила, почти случайно: «Я попал в эпицентр тепла, где вокруг добрые, инициативные и заботливые люди». В 2018-м он стал частью этой команды.
В то время подростку по имени Леон было 15 лет — они познакомились в Домике и подружились, а позже Панасик стал его сопровождающим. Леон передвигается на коляске, у него редкая болезнь миодистрофия Дюшенна, при которой мышцы постепенно слабеют до полной обездвиженности. Без помощи ему не обойтись: Михаил переносит Леона на руках, кормит, даёт лекарства, надевает специальный корсет. «Но я считаю себя не нянькой, а другом, — говорит Миша. — С Леоном чувствую свою нужность, а ещё — любовь». Друзья вместе смотрят фильмы, читают, ездят на занятия в бассейн и в парк на шашлыки.
Жена Михаила Светлана — тоже сотрудница Домика. Супруги здесь и познакомились, а позже взяли под опеку Колю — юношу с ДЦП. «Для меня Домик как чистый горный воздух, как бесконечная весна, — признаётся наш герой. — Здесь собрались люди-глыбы, для которых Вера, Надежда и Любовь — главные жизненные ориентиры».
Все выпуски программы Живут такие люди
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.