
Святителя Тихона Задонского в мирской жизни звали Тимофеем. Родился он в 1724 году в селе Короцке Новгородской епархии, в семье дьячка Савелия Кириллова. После смерти отца семья, в которой было четыре брата и две сестры, осталась в жить в полной нищете — случалось, что и есть было нечего. Старший брат стал дьячком, среднего взяли на военную службу, а самые младшие терпели нужду вместе с матерью. Богатый сосед — ямщик, у которого не было детей, уговаривал мать отдать ему на воспитание Тимофея и обещал завещать мальчику все свое имущество. Как ни жаль было матери расставаться со своим сыном, но голод заставил — и бедная женщина повела дитя к ямщику. Старший брат Тимофея, узнав об этом, бросился вдогонку.
Брат:
— Куда вы ведёте брата? Не хочу я, чтобы брат был ямщиком!
Мать:
— Да разве ж мне легко?! Но дома ни куска хлеба нет! А у ямщика Тимоша всякий день будет сыт. Хотя бы единственный из моих детей. Ямщик обещал мне, что как родного сына его воспитает.
Брат:
— Лучше сам пойду по миру, а не отдам ямщику; постараемся выучить его грамоте, тогда он может определиться в пономари или дьячки.
Мать:
— Прости меня грешную! А сможет ли он, при нашей скудости, подняться? Больно уж слаб здоровьем мальчик мой.
Брат:
— Бог управит, не печальтесь, матушка. Пойдемте все домой.
Мать и братья вернулись. А дома их по-прежнему ждала нищета. Когда Тимофей немного подрос, то целыми днями работал на огородах богатых соседей за кусок хлеба. Тринадцатилетним отроком он был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме, а в 1740 году принят на казенное содержание в Новгородскую семинарию. О годах учебы святитель вспоминал: «Бывало, как получу хлеб, половину оставлю для себя, а другую продам и куплю свечу, с ней сяду за печку и читаю книжку. Товарищи мои, богатых отцов дети, найдут отопки лаптей моих и начнут смеяться надо мною и лаптями махать на меня, говоря: "Величаем тя, святителю!"».
Юноша учился отлично и по окончании семинарии был оставлен в ней преподавателем — сначала греческого языка, затем риторики и философии. В возрасте 34 лет он принял постриг с именем Тихон. А спустя всего три года получил сан епископа. Когда молодой епископ вошел в кафедральный собор Новгорода, его встречали бывшие однокашники, а ныне священники. Вместо истрепанных лаптей они размахивали в сторону Владыки кадилами, кланялись и произносили величания. Их детская шалость оказалась пророчеством. Впрочем, после службы, все они извинялись за свои детские проказы и Владыка с любовью их утешал. В 1763 году он был назначен епископом Воронежским.
Воронежская епархия, доставшаяся в удел Святителю, была огромна — от Орла до Черного моря — и запущена. Духовенства мало, население невежественно и суеверно. В год своего прибытия на Воронежскую кафедру святитель Тихон восстановил Воронежскую семинарию, лично руководил ею. Он составил особые правила для семинаристов, тратил большие средства (в том числе и свои личные) на содержание и поощрение учащихся, приглашал преподавать лучших выпускников духовных академий и семинарий. По всей епархии он открыл школы. По его благословению, в церквях начали преподавать закон Божий для простого народа.
Постоянный напряженный труд и административные заботы окончательно расстроили слабое здоровье епископа Тихона, он подает в Святейший Синод прошение об увольнении. Прошение удовлетворяют, и святитель удаляется в монастырь.
В годы монастырского уединения Тихон Задонский написал свои лучшие духовные произведения, среди которых «Сокровище духовное, от мира собираемое» и «Об истинном христианстве». Эти книги пользуются вниманием читателей и в наши дни.
Все свое время, за исключением 4-5 часов отдыха, епископ Тихон посвящал молитве, чтению слова Божия и составлению душеполезных сочинений. 400 рублей пенсии и все деньги, полученные в дар от знакомых, он тратил на благотворительность. Святитель был в высшей степени нестяжателен, жил в самой простой и бедной обстановке: спал на соломе, накрываясь овчинным тулупом. На насмешки не обращал внимания, делая вид, что их не слышит, и говорил после: «Богу так угодно, что служители смеются надо мною — я и достоин того за грехи мои».
Однажды юродивый Каменев ударил святителя Тихона по щеке со словами: «Не высокоумь!» — и смиренный епископ воспринял это с благодарностью.
Садясь за скудный стол, Тихон вспоминал о бедняках, не имеющих такого, как он, пропитания и упрекал себя за то, что мало потрудился для Церкви. Задонск стоял на большой дороге, и домик святителя Тихона был пристанищем для странников. Больных он укладывал в собственную кровать, скончавшихся сам отпевал и погребал.
Святой Тихон обладал даром прозрения и совершения чудес. Когда родился император Александр I, святитель предсказал многие события его царствования и, в частности, что Россия выстоит в грядущей Отечественной войне, а Наполеон будет разбит.
За три года до смерти святитель Тихон услышал тихий голос: «Кончина твоя будет в день недельный» — то есть воскресный. После этого он уединился и пребывал в непрестанной молитве. Совсем незадолго до смерти он увидел во сне, что должен подняться на высокую лестницу и многих людей, которые следуют за ним и поддерживают его. Он понял, что эта лестница обозначает его путь в Царствие Небесное, а люди — это те, кто слушал его и будет его поминать. Благословляя близких, которые приходили прощаться, святитель шептал: «Вручаю вас Господу».
Скончался святитель Тихон 13 августа 1783 года, как и было обещано, в воскресный день. Его погребли в особо устроенном склепе под алтарем соборного храма Задонского монастыря. Через семьдесят восемь лет мощи святителя Тихона были открыты, состоялось его прославление. Митрополит Исидор сказал тогда: «Горел здесь светильник, поставленный Богом, — и блистание его озаряло всех животворным светом разума и благочестия… Поистине это был свет мира, соль земли… Светильник не угас… Он перенесен на свещник к Престолу Отца светов, чтобы с высоты освещал не одну, а все области отечества земного…».
«Журнал от 17.10.2025». Оксана Кавальская, Ольга Зайцева

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Наталия Лангаммер и Марина Борисова, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и продюсер гостевых программ на Радио ВЕРА Оксана Кавальская вынесли на обсуждение темы:
— Фотовыставка «Церковь помогает» — о помощи Русской Православной Церкви в зоне конфликта;
— Очные встречи с участниками «Академии журнала «Фома»;
— Праздник Покрова Пресвятой Богородицы;
— Осень — время грусти или радости?
Все выпуски программы Журнал
Джеймс Барри пьеса «Мэри-Роуз»: «Грех крадёт жизнь»

Фото: PxHere
Сожаление о потраченном напрасно времени — одно из самых горьких. В пьесе «Мэри-Роуз» (её автору, Джеймсу Барри, принадлежит история Питера Пэна, мальчика, не желавшего взрослеть) эта истина вскрывается с потрясающей силой.
Сюжет произведения таков. У берегов Шотландии есть крохотный, но удивительно самодостаточный остров, как бы целый мир в миниатюре. Жители Шотландии его боятся и никогда здесь не высаживаются. Однажды на острове бесследно исчезла маленькая девочка по имени Мэри Роуз. Через две недели Мэри Роуз как ни в чём ни бывало встретила родителей на берегу. Она даже не подозревала, сколько времени провела на острове. Родители, не желая напугать дочку рассказом о том, что произошло, увезли её домой.
Пятнадцать лет спустя взрослая Мэри Роуз приезжает на неделю в Шотландию. Она посещает тот самый остров, собираясь провести там лишь час, и ... вновь исчезает. На этот раз она вернётся только через двадцать пять лет. Вернётся, считая, что не провела на острове и дня.
Метафора, положенная в основу пьесы, ясна.
Остров — ловушка.
Остров обманывает (дьявол всегда так поступает). Он подсовывает подмену, мираж, эрзац.
Вместо необъятного Божьего простора — крохотный замкнутый мирок.
Вместо жизни — пустоту.
А ведь опасности можно было избежать, но, увы, никто не рассказал Мэри-Роуз о её первом исчезновении, не предупредил.
И она вновь попала в ловушку. С нами всё иначе. Нам всё рассказали... Мы не попадёмся?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
17 октября. О подвиге священномученика Иерофея Афинского

Сегодня 17 октября. День памяти священномученика Иерофея, епископа Афинского, жившего в I веке.
О его подвиге — священник Николай Конюхов.
Удивительно, мы все знаем о проповеди апостола Павла в Ареопаге. Одним из слушателей апостола был Иерофей, который в будущем станет епископом города Афины. И он как раз непосредственно принял от Павла его дух, его ревность, проповедовал Евангелие так, что укрепил в вере множество сограждан. И римская община была одной из самых сильных общин раннего христианского мира.
И интересно, что, по преданию, священномученик Иерофей присутствовал при Успении Пресвятой Богородицы вместе с Дионисием Ареопагитом. Конечно, эти святые для нас отстоят по времени очень далеко, но когда ты про них читаешь, когда ты подробности их жития узнаёшь, они становятся тебе близкими. И ты уже не просто видишь их имена в календаре, а это, знаете, как в молитве всем святым, мы называем их старшими братьями, друзьями Божиими.
А соответственно, если мы начинаем каким-то образом подражать их подвигу, их вере, мы тоже смеем надеяться, что и их друзьями становимся. Если мы действительно будем иметь этих святых не просто как давнишних неких христиан, которые вот просто мы в календаре имена перелистываем, а как вот тех, кого мы знаем, к кому мы обращаемся, чьими подвигами мы восхищаемся и за кем мы хотим идти, то действительно у нас будут такие старшие собратья, что никакие тёмные силы нам не будут страшны.
Все выпуски программы Актуальная тема