В 11 веке жил благочестивый сербский князь Иоанн-Владимир, много сделавший для утверждения истинной христианской веры. Во время войны с болгарским царем Самуилом он был захвачен в плен. В тюрьме благочестивый князь все время проводил в молитве. Там ему явился Ангел и предсказал скорое освобождение и мученическую кончину.
Так и случилось. Добрая дочь царя Самуила Феодора, которая часто посещала тюрьмы, чтобы облегчить жизнь узников, увидела князя, узнала его благочестие и полюбила его. Царь Самуил благословил этот брак, и после венчания молодые с почестями вернулись на родину. Там они вместе стали вести благочестивую жизнь, храня девство, таким образом на земле подражая ангелам.
Через некоторое время умер царь Самуил, его сына и наследника убил самозванец. Для того чтобы завладеть и княжеством Иоанна-Владимира, самозванец отправил к нему послов, которые подарили князю золотой крест и пригласили в гости. Иоанн-Владимир велел передать самозваному царю…
Иоанн-Владимир:
Господь наш Иисус Христос, положивший жизнь за нас, был распят не на золотом, не на серебряном, а на деревянном кресте. Если вера твоя истинна, а слова искренни, пошли мне через своих священнослужителей деревянный крест, и я приду во имя нашей веры в Господа Иисуса Христа.
Царь отправил к князю двух епископов и монаха, которые вручили ему деревянный крест. Положившись на волю Божию, Иоанн-Владимир отправился к царю. А царь, чтобы никто не смог его обвинить в нарушении клятвы, послал убийц устроить на дороге князя засаду. Однако убийцы испугались видения ангелов, сопровождавших князя и разбежались. Иоанн-Владимир благополучно прибыл в болгарскую столицу. Увидев живого и невредимого князя, нечестивый самозванец вскипел гневом и бросился с мечом, чтобы собственноручно убить его. Иоанн-Владимир отразил удар и предложил царю немного подождать…
Иоанн-Владимир:
Дай мне подготовиться к переходу в жизнь вечную!
Затем Иоанн-Владимир зашел в церковь, исповедался, причастился, поцеловал крест и вышел из храма, чтобы не осквернять его кровопролитием. Выйдя из церкви, князь сам протянул царю свой меч.
Иоанн-Владимир:
Возьми и убей меня, ибо я готов на смерть, как Авель!
Царь был уязвлен благочестием и кротостью князя, схватил меч и обезглавил праведника. По преданию, святой поднял свою голову с земли, вошел в церковь, у святого алтаря произнес: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой». И умер. В этой же церкви он был похоронен. Вскоре над его могилой стал часто появляться небесный свет, и многие больные, видевшие его, исцелялись. Услышав о таких чудесах, царь-убийца разрешил супруге Иоанна-Владимира забрать тело благоверного князя на родину. Когда вскрыли могилу, оказалось, что его тело не подверглось тлению, и, напротив, источало чудесное благоухание. В руке князь Иоанн-Владимир держал крест, посланный ему убийцей в залог доброй воли.
Князь-мученик почитается во всех Балканских странах. А с начала 18 века и в России. От его мощей вот уже почти тысячу лет по молитвам верующих происходят исцеления и чудеса.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер