Святитель Стефан Великопермский был прозван так за то, что первым пришел на земли Перми Великой со светом Христовой истины. «Пермская страна» в конце 14-го века была землей неведомой для русских княжеств. Огромные просторы от Печеры до Двины населяли языческие племена зырян. Жили они обособлено, говорили на своем языке, но охотно торговали с купцами Великого Устюга, откуда и был родом святой.. Еще в юности Стефан выучил язык зырян, их обычаи и верованья. И тогда же зародилось в его душе желание обратить зырян-язычников ко Христу.
В 1365 году молодого послушника Стефана постригли в монахи, а в 1379-м он принял решение исполнить свою давнюю мечту. С благословения епископа Герасима и с охранными грамотами князя Дмитрия Московского Стефан отправился в Пермские земли.
Неприветливо встретили зыряне святителя Стефана. Языческие жрецы будили среди людей вражду к святителю. И чем дальше шел по землям зырян Стефан со словом Христа, тем большей опасности он подвергался. Решающим столкновением стала встреча Стефана с верховным жрецом зырян Памой. Жрец решил испытать Стефана, его силу веры и волю.
Громила из толпы:
Мудрый Пама, зачем ты нас собрал?
Мужичок из толпы:
Сейчас зима, самое время зверя бить! Не время попусту болтать!
Пама:
Слушайте меня, зыряне! Вот пред вами человек, прозванный Стефаном! Он незваным пришел в наши земли! Он гневит наших богов! До сей поры они были нашими помощники на суше и на воде, в ловле и охоте. А Стефан говорит, что его Бог сильнее наших! Стефан, так ли я говорю?
Стефан:
Так, Пама. Истинный Бог один. И ваши боги бессильны перед ним. Я не раз это доказывал.
Громила из толпы:
А пусть еще раз докажет. Чтобы все люди видели!
Мужичок из толпы:
Пама, испытай его!
Пама:
Слышишь, что просят люди? Раз твой Бог так силен, значит, он поможет тебе пройти любые испытания?
Стефан:
Что ж. Испытаний я не боюсь.
Пама:
Испытание такое: нужно войти в горящую избу и нырнуть в ледяную прорубь.
Стефан:
Хорошо. Только и ты испытай силу своих богов вместе со мной. Согласен ли?
Пама:
Да… Согласен…
Слышится треск горящего в огне сруба.
Стефан:
Пама, я не повелеваю стихиями, но Хистианский Бог велик! На него одного уповаю! Давай же руку! Иди со мной!
Пама:
Стой! Не-ет! Не хочу! Отпусти меня!
Стефан:
Что же ты упираешься, ведь ты же сам хотел искусить живого Бога, а теперь хочешь бежать? Эх ты… Если не в огонь, так пойдем хоть в прорубь? Примешь веру Христову.
Пама:
Нет. Не хочу... Ты победил…
Громила из толпы:
Пама, ты обманщик! Смерти его предать!
Мужичок из толпы:
Верно! Стефан, не отпускай его. Он тебе пакостей наделает!
Стефан:
Нет! Христос послал меня к вам, чтобы учить, а не смерти придавать! Пама не хочет принять спасительной веры… Что ж… Пусть его упорство его же и накажет. Уходи, Пама. Нет тебе больше веры.
После изгнания Памы Стефан построил на месте языческого капища храм в честь святителя Николая. А миссионерский труд Стефана стал более успешным. Крещеные зыряне сами стали рубить священные деревья, сжигать своих идолов, помогать в строительстве христианских церквей.
Стефан прославился и тем, что не просто крестил язычников – он создал первую письменность зырян, перевел Псалтырь, Часослов, избранные главы из Евангелия, другие святые книги. Он вел службы в новых церквях на зырянском языке и здесь же учил новых пастырей из крещеных зырян. Теперь уже они несли во все концы Пермской земли свет Христианской веры.
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема