Крестьянин:
Прохор, Прохор!
Прохор:
Чего?
Крестьянин:
Пойдем с нами на остров Столобный лес жечь.
Прохор:
Да вы, мужики, совсем рехнулись! Вам на земле-то места мало ли? Почто остров понадобился?
Крестьянин:
Дак, а чего, земля пропадает ить. Посеем хоть ржи маленько.
Прохор:
Дак, и как вы жечь собрались? Там монах Нил живет. Попалите старика.
Крестьянин:
А что нам монах? Как пришел неизвестно откуда, так пусть и уходит, куда знает.
Прохор:
Бога вы не боитесь! Живет праведник в избушке, даже скамьи, где лечь нету. Крюки в стену вбил, на них опирается и спит. Я к нему иной раз, как хороший улов, заплываю, рыбки оставляю, чтобы помолился за меня праведник. Избушка и глянуть не на что, да часовенка маленькая – он сам своими руками срубил. А вы его оттуда выгнать хотите.
Крестьянин:
А ты почем знаешь, что он праведник? Нешто нас с тобой лучче?
Прохор:
А как не лучче?! Вон давича, пришли ко мне люди, просилися на сеновале переночевать. Говорят, попутал дьявол, хотели монаха Нила ограбить. Пришли к нему в келью, где спрашивают, спрятал ,старик, сокровища. А он им смиренно отвечает: «Все мое сокровище в углу». А там у него икона Божией Матери висела. Дак они как в тот угол подошли, так и ослепли оба. Поняли, что Царица Небесная заступилась за раба своего. Кинулись ему в ноги и просили, чтобы помолился за них. Помолился Нил и тут же они оба прозрели. Говорят, ни в жисть теперь никого не тронут.
Крестьянин:
Дак, может, они браги перед тем перебрали, вот и померещилось.
Прохор:
Да тебе что в лоб, что по лбу! Совесть надо иметь!
Крестьянин:
А! Совестью сыт не будешь!
И несколько крестьян подожгли лес на острове. Когда огонь подходил к избушке преподобного Нила Столобенского, святой взмолился Богу и пожар погас сам собой. Увидев это чудо, поджигатели испугались, и больше никто не покушался на остров. 27 лет прожил на нем преподобный Нил Столобенский в посте, молитве и трудах. Он удостоился от Господа дара духовного прозрения и рассуждения. Благодаря наставлениям преподобного многие люди исправляли свою жизнь, по его молитвам они получали помощь от Бога и утешение. По молитвам святого укрощались волны на Селигере и застигнутые бурей рыбаки спасались от смерти. За несколько лет до кончины преподобный Нил выкопал в часовне могилу и поставил в ней гроб, к которому приходил каждый день и оплакивал свои грехи.
Преподобному Нилу было открыто время его кончины —7 декабря 1554 года. Незадолго пред тем святого посетил его духовник — игумен Раковского Николаевского монастыря Сергий и причастил преподобного Нила Святых Христовых Тайн. Святой предсказал появление нового монастыря на острове. Прибыв в келью преподобного на следующий день, игумен Сергий и другие монахи нашли его мёртвым. Святой умер, сидя, оперевшись на деревянные крюки, которые были прибиты к стене. Лицо его сияло необыкновенным светом, а воздух в келье был наполнен благоуханием.
Образ святого преподобного Нила Столобенского часто можно встретить в виде деревянной скульптуры или барельефа. Что не совсем обычно для православного святого. Он изображается в том положении, в котором его застала смерть. Многие скульптуры святого преподобного Нила Столобенского прославились как чудотворные.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема