Крестьянин:
Прохор, Прохор!
Прохор:
Чего?
Крестьянин:
Пойдем с нами на остров Столобный лес жечь.
Прохор:
Да вы, мужики, совсем рехнулись! Вам на земле-то места мало ли? Почто остров понадобился?
Крестьянин:
Дак, а чего, земля пропадает ить. Посеем хоть ржи маленько.
Прохор:
Дак, и как вы жечь собрались? Там монах Нил живет. Попалите старика.
Крестьянин:
А что нам монах? Как пришел неизвестно откуда, так пусть и уходит, куда знает.
Прохор:
Бога вы не боитесь! Живет праведник в избушке, даже скамьи, где лечь нету. Крюки в стену вбил, на них опирается и спит. Я к нему иной раз, как хороший улов, заплываю, рыбки оставляю, чтобы помолился за меня праведник. Избушка и глянуть не на что, да часовенка маленькая – он сам своими руками срубил. А вы его оттуда выгнать хотите.
Крестьянин:
А ты почем знаешь, что он праведник? Нешто нас с тобой лучче?
Прохор:
А как не лучче?! Вон давича, пришли ко мне люди, просилися на сеновале переночевать. Говорят, попутал дьявол, хотели монаха Нила ограбить. Пришли к нему в келью, где спрашивают, спрятал ,старик, сокровища. А он им смиренно отвечает: «Все мое сокровище в углу». А там у него икона Божией Матери висела. Дак они как в тот угол подошли, так и ослепли оба. Поняли, что Царица Небесная заступилась за раба своего. Кинулись ему в ноги и просили, чтобы помолился за них. Помолился Нил и тут же они оба прозрели. Говорят, ни в жисть теперь никого не тронут.
Крестьянин:
Дак, может, они браги перед тем перебрали, вот и померещилось.
Прохор:
Да тебе что в лоб, что по лбу! Совесть надо иметь!
Крестьянин:
А! Совестью сыт не будешь!
И несколько крестьян подожгли лес на острове. Когда огонь подходил к избушке преподобного Нила Столобенского, святой взмолился Богу и пожар погас сам собой. Увидев это чудо, поджигатели испугались, и больше никто не покушался на остров. 27 лет прожил на нем преподобный Нил Столобенский в посте, молитве и трудах. Он удостоился от Господа дара духовного прозрения и рассуждения. Благодаря наставлениям преподобного многие люди исправляли свою жизнь, по его молитвам они получали помощь от Бога и утешение. По молитвам святого укрощались волны на Селигере и застигнутые бурей рыбаки спасались от смерти. За несколько лет до кончины преподобный Нил выкопал в часовне могилу и поставил в ней гроб, к которому приходил каждый день и оплакивал свои грехи.
Преподобному Нилу было открыто время его кончины —7 декабря 1554 года. Незадолго пред тем святого посетил его духовник — игумен Раковского Николаевского монастыря Сергий и причастил преподобного Нила Святых Христовых Тайн. Святой предсказал появление нового монастыря на острове. Прибыв в келью преподобного на следующий день, игумен Сергий и другие монахи нашли его мёртвым. Святой умер, сидя, оперевшись на деревянные крюки, которые были прибиты к стене. Лицо его сияло необыкновенным светом, а воздух в келье был наполнен благоуханием.
Образ святого преподобного Нила Столобенского часто можно встретить в виде деревянной скульптуры или барельефа. Что не совсем обычно для православного святого. Он изображается в том положении, в котором его застала смерть. Многие скульптуры святого преподобного Нила Столобенского прославились как чудотворные.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Гал., 202 зач., II, 11-16.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Приходилось ли вам оказываться в очень неприятной, дискомфортной ситуации, когда вы приглашены за стол — а там находятся блюда, которые вы ну никак не можете употреблять? Сегодняшний отрывок из послания апостола Павла к Галатам — очень проникновенное повествование о схожей истории из жизни раннехристианской общины.
Глава 2.
11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
Антиохия — ключевой миссионерский центр ранней Церкви. Тут уже сложилось общение за одним столом иудеев и бывших язычников. Это был своего рода «прорыв» в отношениях, знак новой, мессианской общины без всяких религиозных «стен». Но когда туда приходят «некоторые от Иакова» — то есть из христиан из иудейской среды, то Пётр, который ранее ел вместе с язычниками, «стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных» (Гал 2:12). Павла это глубоко зацепило и возмутило: ведь налицо — лицемерие, или, как сказали бы сегодня, «адаптивное поведение» — когда человек в зависимости от направления ветра, поворачивает свой «флюгер». И Павел пошёл на прямой конфликт с Петром, как он сам пишет, «лично противостал ему» (2:11), сказав, что придерживающиеся такого закона, не прямо (греч. οὐκ ὀρθοποδοῦσιν — «не идёт прямо, не держит правильную линию шага) поступают по истине Евангельской.
Эта двойственность казалась настолько логичной и оправданной, что даже другой апостол — Варнава — был увлечён таким лицемерием, буквально «затянут» в эту некрасивую игру.
Но почему апостол Павел решается в прямом смысле слова «выносить сор из избы»? Ответ очевиден: публичный соблазн требует публичного же исцеления! И ради этого, прекрасно зная, что его и так не особо-то любят другие апостолы, Павел идёт на ещё большее обострение и без того напряжённых отношений. Неужели он хочет разрыва? Отнюдь: он верит в то, что через этот кризис столкновения разных смыслов произойдёт рождение новой общности, новой христианской идентичности, в которой подобные разделения уже не будут возможны.
То, что произошло в Антиохии, — это вовсе не спор о власти в Церкви, это преодоление проявившихся напряжений ради Евангельской истины. И, как мы видим из истории древней Церкви, все участники этого конфликта оказались в итоге на высоте, одни — принеся осознание и покаяние, другие — не кичась своей непреклонности в отстаивании истины.
Вот к этому, дорогие друзья, и мы с вами призваны: в любом конфликте или напряжении прежде всего искать не какую-то личную выгоду — пусть даже психологическую — но прежде всего заботиться о правде Христовой, о правде Евангельской — и тогда любое столкновение послужит всем только на пользу!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержка для бойцов, получивших тяжёлые ранения

Проект «Альфа-Поддержка» организует разностороннюю помощь для участников специальной военной операции: юридическую, психологическую, финансовую и волонтёрскую. Добровольцы навещают раненных бойцов в госпиталях Москвы и Подмосковья, заботятся о них и подбадривают.
Максим — один из подопечных проекта. До начала специальной военной операции работал экскаваторщиком на Сахалине, а получив повестку, отправился в зону конфликта. Ранение лишило мужчину руки и ноги, но не сломило. Пока Максим лежал в госпитале, всерьёз увлёкся рисованием. Больничная палата превратилась в мастерскую: на холстах запестрели летние луга, яркие закаты и северное сияние. Одна из его картин даже попала на выставку в Дарвиновский музей в Москве! Теперь мужчина мечтает открыть художественную студию, помогать другим людям рисовать и проживать эмоции через творчество.

С волонтёрами проекта «Альфа-Поддержка» Максим познакомился в госпитале, во время турнира по шашкам. Тогда он стал победителем. «Это моя первая медаль. Теперь есть что показать дочкам», — с улыбкой признался мужчина. Максим старался сохранять хороший настрой и всё же ему было непросто. Он не мог свободно передвигаться, а значит и быть самостоятельным. Чтобы его поддержать, добровольцы организовали сбор на электрическое средство передвижения в рамках проекта «Альфа-Поддержка». На просьбу о помощи бойцу откликнулось множество неравнодушных людей, так мужчина вновь обрёл мобильность.
В проекте «Альфа-поддержка» много таких подопечных, как Максим, которые рисковали жизнью в зоне боевых действий, получили тяжёлые ранения и сейчас стараются вернуться к привычной жизни. Если вы хотите их поддержать, переходите на сайт проекта.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Николай Японский». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о жизни, служении и миссионерских трудах святителя Николая Японского. Как в Японии появилась и развивалась русская духовная миссия и как трудами святителя Николая распространялось православие.
Все выпуски программы Исторический час