В 988 году от Рождества Христова святой равноапостольный князь Владимир крестил свой народ в водах Днепра.
Незадолго до этого, в 983 году, в местечке Любеч под Черниговом родился тот человек, которого впоследствии назовут отцом русского монашества. По всей видимости, его родители с радостью приняли христианское учение, и сына с юных лет воспитывали с православной вере.
С детства он изучал Священное Писание и жития святых: мучеников, преподобных, святителей. По воскресным дням, в храме, наш герой увлеченно слушал речи проповедников из Византии.
Чем больше узнавал он о Христе и христианах, тем больше хотелось ему прикоснуться к святыням, увидеть своими глазами жизнь тех подвижников, примеры которых захватывали его воображение. Особенно вдохновляли будущего преподобного рассказы о монахах и их необычной жизни – в уединении от мира, в посте, молитве.
В те годы на Руси, в отличие от Византии, еще не было монастырей, не считая, быть может, нескольких обителей, основанных странствующими монахами из Греции. Иногда приходил туда и Антоний, и, когда получалось, беседовал с иноками.
МОНАХ
Антоний! Если хочешь увидеть настоящих монахов, поезжай на Афон! Там все совсем иначе! Настоящее монашеское государство. Все там живут по древним уставам – как жили в Египте, в Палестине. Нет на земле лучше места, чем святой Афон, его сама Богородица выбрала себе в удел.
Вскоре у Антония появилась возможность отправиться в путешествие в далекую и столь манящую Византию.
Антоний прибыл в Константинополь. Конечно, его поражало величие древнего города, красота дворцов и площадей, мощь колонн и триумфальных арок, великолепие придворных процессий и церемоний. Но не этого масштаба искала душа юного христианина.
Вскоре он покинул столицу, чтобы достичь Святой Горы.
Антоний обходил монастырь за монастырем, наблюдая за жизнью тамошних отцов, о которой он раньше мог только читать. В одной из святогорских обителей он и принял иноческий постриг.
Более всего Антоний преуспевал в послушании игумену и монашеской братии. Вскоре он сам стал наставником для многих, показывая новоначальным пример монашеской жизни. Но вот однажды игумен обители призвал к себе монаха Антония…
АНТОНИЙ
Ты просил меня явиться, честный отче?
ИГУМЕН
Чадо, настало тебе время идти обратно в землю Русскую. Ты стяжал здесь многие добродетели, но теперь пора тебе послужить своим братьям.
АНТОНИЙ
Честный отче, вот уже столько лет я живу в монастыре, который стал моим домом. Как же я могу отправиться туда, где нет монастырей, подобных святогорским? Или я чем прогневал тебя, что ты изгоняешь меня из обители обратно в мир?
ИГУМЕН
Чадо Антоний! Ты, конечно, не должен уже возвращаться в мир, потому что ты мертв для мира. Правильно ты говоришь, что там нет подходящих монастырей. Для того и посылаю тебя назад, чтобы у себя на родине ты научил людей иноческому деланию.
АНТОНИЙ
Не представляю, как я смогу сделать это, честный отче. И знаю, что лучше бы было для меня остаться здесь. Но раз такова твоя воля, я оставлю столь дорогой моему сердцу Афон и отправлюсь в Киев.
ИГУМЕН
Не бойся ничего, чадо. Там ты найдешь, где поселиться, найдешь и тех, кто захочет последовать за тобой. Ступай же. Пусть твои соплеменники через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской. И да пребудет с тобой благословение Святой Горы.
Каждый монах, получив благословение своего духовного отца, воспринимает его как благословение от самого Господа. Уже не юношей, но взрослым человеком преподобный Антоний покинул взрастивший его Афон и вернулся в Киевские земли. Он поселился в пещере на поросшем густым лесом крутом берегу Днепра, неподалеку от Киева. Пещеру эту выкопал священник Илларион, будущий митрополит Киевский.
Люди стали приходить к Антонию за советом и благословением. Придя и увидев иноческую жизнь, многие решали остаться там навсегда. Так стала возникать вокруг преподобного братия. Усилиями монахов была выкопана большая пещера, где был устроен храм и кельи для монашествующих. Одними из первых учеников и сподвижников преподобного Антония стали монахи Никон, Феодосий и Варлаам. Поставив над братией Варлаама в качестве игумена, преподобный Антоний удалился от монастыря и затворился в другой пещере. Но и там вокруг него стали собираться иноки. Так были основаны Ближний и Дальний пещерные монастыри. Постепенно вокруг пещер возводились храмы, а братия пещерного монастыря составляла более ста человек.
По ходатайству преподобного Антония, великий князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого, отдал братии всю гору над пещерами. Через некоторое время туда прибыли греческие мастера, и всего за три года возвели собор в честь Успения Богородицы.
Прожив долгую жизнь, сотворив множество чудес и наставив многих своих соотечественников на путь иноческого делания, преподобный Антоний скончался. Ему было девяносто лет.
Мы до сих пор помним преподобного Антония. Один из первых русских святых, он был мудрым наставником для своих современников и примером для подражания для последующих поколений. Вместе со своими сподвижниками и учениками он служит образцом христианской жизни и для монахов, и для мирян на протяжении вот уже тысячи лет. А главный плод его трудов, свидетельство утверждения монашества на Руси – великая Киево-Печерская Лавра – и сегодня возвышается над киевскими горами.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.