Шел 1962 год. Через помещения Будзановского замка – бывшего монастыря, а ныне психиатрической больницы – вели связанного больного. Он едва волочил ноги, на голове и лице были следы порезов и ссадин. Пациента из палаты для «особо буйных», где он содержался, вели в кабинет главврача. Больного звали отец Иосиф. Месяц назад, будучи монахом Почаевской Лавры, он, увидев, как толпа милиционеров окружила Троицкий Собор, вырвал ключи из рук одного из них, вернул их архиерею и выгнал милицию из Лавры. Через два дня за ним приехал воронок.
Санитары удалились, оставив связанного, обритого, остриженного, дрожащего больного наедине с главврачом. Перед отцом Иосифом сидел высокий, худой человек лет пятидесяти с вытянутым, бледным лицом и сверлящим взглядом.
Врач:
Добрый день… Яков Головатюк, не так ли? Или отец Иосиф?
Как Вы себя чувствуете на новом месте?
О. Иосиф:
Не жалуюсь. Вот только от инъекций ваших… мысли путаются и тело болит, так что отвечать Вам мне трудно.
Врач:
Это необходимо для Вашего душевного здоровья!
О. Иосиф:
Мое душевное здоровье в полном порядке.
Врач:
Нам виднее, отец мой. Вот скажите, не Вы ли на целый отряд милиции, который, так сказать, с миром пришел в Лавру, с поручением от государственных мужей (!), натравили прихожан, как собак?
О. Иосиф:
Это не собаки, а верные сыны и дочери Лавры. А милиция ваша не с миром, а с мечом пришла, чтобы Храм Троицкий у нас отнять и святой Алтарь обесчестить!
Врач:
Они Вас послушали, голубчик, отец Иосиф. Это Вы их призвали к бунту.
О. Иосиф:
Я к бунту не призывал, а защищать Святую Обитель – долг каждого христианина.
Врач:
Помилуйте, отец мой, куда им про священный долг помнить! Вы им сказали, они послушались. Вас ведь святым считают!
О. Иосиф:
Я святой? Какой же я святой! Я грешник!
Врач:
А правда, батюшка, что Вы больных исцеляете?
О. Иосиф:
Исцеляю не я, а Господь Бог. А исцеление от недугов люди по своим молитвам и вере получают. И то не все. Кое-кому телесное здравие и повредить может, к гибели души привести.
Врач:
Исцеляете, значит. А скажи-ка мне, батюшка, могли бы Вы вылечить всех наших больных?
О. Иосиф:
Бог по молитвам нашим исцелит! Велите принести Святое Евангелие и облачение, чтобы можно было отслужить водосвятный молебен. Увидите, после молитвы бесы сами выйдут из людей!
Врач:
Нет, батюшка, Вы нам без молебнов лечите!
О. Иосиф:
Так невозможно вылечить. Ведь когда солдат идет в бой, он берет винтовку, патроны, гранаты. Наше оружие – Святой Крест, Святое Евангелие, Святая Вода.
Врач:
Не можешь, значит, Яков Варнаввович!...Что же молчите? Ну, покажите чудо, батюшка, чтобы и я смог уверовать и отпустить вас! Что? Не можешь, значит? Евгений Степаныч! [входит санитар] Поместите-ка нашего голубчика в изолятор дня на три. Посмотрим, может, руки у него развяжутся … на добрые дела…
Появились санитары, чтобы отвести его туда, куда ему не хотелось идти. Отец Иосиф смотрел в угол комнаты. Ему вспомнилось Евангелие от Луки: «Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему… Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату».
От советской карательной психиатрии избавила отца Иосифа неожиданно появившаяся в больнице Светлана Аллилуева – дочь Сталина. В свое время старец вылечил ее от душевного недуга, и Аллилуева решила прийти на помощь батюшке в минуту, когда он в этом так нуждался.
Вскоре отец Иосиф принял схиму с именем Амфилохий.
Преподобный Амфилохий Почаевский прожил удивительную и тяжелую жизнь, полную любви и страданий за Христа. На Украине его имя вспоминают с не меньшим трепетом, чем имена великих древних православных подвижников. Преподобный Амфилохий, в миру Яков Головатюк, родился в 1894 году, в селе Малая Иловица в большой семье врача-костоправа Варнаввы. Помогая отцу во время операций на фронтах Первой Мировой войны, он чувствовал боль раненых, как свою, и всеми силами старался хоть как-то облегчить их страдания. По совету Духовного отца, Яков поступил послушником в Почаевскую Лавру и принял постриг с именем Иосиф. В Почаевской Лавре он прожил около двадцати лет, посвятив жизнь служению Богу. За твердую веру и любовь к ближним отец Иосиф получил от Бога дар прозорливости и исцеления. С тех пор он не только возвращал зрение слепым и слух глухим, но помогал также людям избавиться от тайных душевных недугов. Поток посетителей к отцу Иосифу не прекращался, очереди тянулись километрами. Иногда число паломников достигало пятисот человек в день, несмотря на строгие запреты советской власти. Отцу Иосифу, позже старцу Амфилохию, пришлось не однажды пострадать за Христа. Агенты КГБ пытались его расстрелять, врачи-психиатры – повредить его разум, сломать волю, собственный племянник покушался на его жизнь, но Бог чудом спасал Своего подвижника. Амфилохия Почаевского не стало в 1971 году. Похоронили его на кладбище в родной Почаевской Лавре. В 2002 году, по просьбам верующих и согласно решению Священного Синода Украинской Православной Церкви, схиигумен Амфилохий Головатюк был причислен к лику святых. Во время эксгумации оказалось, что тело, пролежавшее в земле более 30 лет, осталось нетленным. Мощи преподобного Амфилохия перенесли в Почаевскую лавру, где они и покоятся по сей день.
Псалом 18. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Когда человек приходит в храм он может услышать, что теперь его главная цель — борьба с грехом. Но возможно ли совершенно победить грех и может ли эта победа быть целью духовной жизни? Ответить на данный вопрос помогает 18-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 18.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Когда люди исповедуются редко, у них практически не возникает проблем в том, что рассказать священнику. Когда же они начинают исповедоваться регулярно, то рассказывать о тяжёлых грехах у них уже не получается в силу того, что они их попросту не совершают. И люди из-за этих сложностей с исповедью приходят в отчаяние, которое, как лакмусовая бумажка, проявляет ошибочность их подхода и ко греху, и к Таинству покаяния. Одним из частых оснований для уныния становится страх забыть грехи и не исповедовать всех тех повседневных немощей, которые встречаются в нашей жизни. Переживания о том, чтобы всё вспомнить и всё рассказать, заполняют духовное пространство настолько, что верующие совершенно перестают чувствовать радость от веры... Да и какая может быть радость, если ты безнадёжен и неисправим.
Ну что такое грех? Апостол Иоанн Богослов называет грех беззаконием и имеет в виду не юридические нормы, но нормы тварного бытия. Иными словами, грех — это нарушение тех законов, которые Бог положил в основании мира, и особенного важнейшего закона — любви, ведь Творец Сам есть любовь, и Он творит мир с любовью, и это позволяет апостолу Павлу сказать: любящий исполнил закон. Соответственно, не любящий — нарушил. Но нарушить, конечно, можно по-разному. 18-й псалом, который мы сейчас услышали, начинается с замечательного и очень глубокого описания того, как закон Божий наполняет материальный тварный мир: «Небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его возвещает твердь». И, как говорит Давид: нет языка и наречия, где бы ни слышался их голос. Весь материальный мир живёт по законам, которые были изначально даны Богом. Весь, кроме человека, от которого требуется свободное принятие. Почему псалмопевец, упомянув небеса и твердь, день и ночь, и даже путешествие солнца по небосводу, обращается к законам и откровениям Господним, о которых радуется, как о драгоценностях, которые желаннее золота и слаще мёда.
Кажется, что после такого почитания закона и такой любви к нему, Давид должен быть совершенным... Но нет. После всех возвышенных слов он просит Бога избавить его от погрешностей, или дословно от ошибок и неумышленных грехов, которых сам не видит. Давид желает очиститься от тайных, то есть неосознанных или незамеченных им самим прегрешений. Он знает, что повседневные немощи, наполняющие нашу жизнь, неизбывны. Человек, считающий, что они, часто даже невольные, отлучают его от Бога, придёт только к унынию и отчаянию, ведь исправиться он не может. Но, кроме того, что немощи и повседневные прегрешения неизбывны, Давид знает, как знали потом самые разные святые, что они очищаются Богом в ответ на искреннюю молитву и не должны лежать тяжестью на душе.
Псалом 18. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 18. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 200 зач., I, 11-19.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если бы кто-то попросил нас рассказать о сути нашей веры, то что бы мы ответили? Рискну предположить, что мы бы указали на того или иного авторитетного учителя: апостола, святителя, преподобного или ещё не прославленного, но пользующегося авторитетом в христианской среде подвижника. Вряд ли кто-то из нас дерзнул бы сказать, что он получил точное и правильное знание о вере от Самого Христа. Если же кто-то ответил бы так, то мы отнеслись бы к этому человеку и его свидетельству в высшей степени настороженно. И мы были бы правы. Действительно, нам нужен другой человек, чтобы научиться истинам веры. Однако бывают и исключения, самое известное из них — это, пожалуй, апостол Павел, которого вере во Христа не учил никто из людей. О своём пути апостол Павел рассказал в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 1-й главы Послания к Галатам. Давайте послушаем эти апостольские слова.
Глава 1.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
В услышанных нами только что словах апостола Павла о его пути ко Христу есть моменты, которые могут немного смутить. К примеру, уверенность апостола в том, что Бог избрал его «от утробы матери», а также то, что у Павла не было необходимости советоваться «с плотью и кровью» после его призвания Христом.
Читая такие слова Послания к Галатам, мы почти неизбежно оказываемся заложниками собственных представлений о допустимом и недопустимом: аскетическая христианская традиция упорно и последовательно учит нас, что недоверие к себе — к своим мыслям, чувствам, эмоциям и суждениям — это одна из существенно необходимых добродетелей, без которой вряд ли удастся обрести спасение. В Послании же к Галатам мы видим нечто совершенно иное: апостол Павел доверился себе, то есть тому, что он видел и слышал. Почему же апостол Павел имел право верить себе, а у нас такого права нет?
Здесь нам стоит вспомнить, что апостол Павел к моменту явления ему Христа Воскресшего не был человеком, далёким от духовной жизни. Более того, Павел принадлежал к фарисейской традиции, то есть к тем людям, которые посвятили свою жизнь тщательному исполнению библейских заповедей и молитве. Да, они совершали ошибки, но при этом духовная жизнь не была для них неведомой областью, и если смотреть на дохристианское человечество, то можно сказать, что фарисеи были лучшими представителями того общества. Одним словом, Павел, пусть и неосознанно, но всю свою жизнь готовился к встрече со Христом; он был духовно опытным человеком, а потому стяжал фундамент того навыка, который он сам в Первом послании к Коринфянам назвал «различением духов» (см. 1Кор. 12:10).
Кроме того, его призвание к апостольству имело свидетелей: Павел был не один тогда, когда ему явился Господь, и несмотря на то, что Христос общался только с Павлом, и другие люди в полноте не могли понимать происходящее, факт потери Павлом зрения, последующие исцеление и крещение — это то, что нельзя отнести к субъективным впечатлениям.
А ещё нам стоит вспомнить, что Павел отнюдь не сразу после своего крещения приступил к собственно апостольскому служению: между крещением Павла и началом его первого апостольского путешествия прошло около 12-ти лет, и за это время Павел имел возможность неоднократно убедиться, что данное ему от Спасителя откровение — не самообман и не иллюзия.
Конечно, никто из нас не подвергает авторитет апостола Павла сомнениям, и прозвучавший сегодня отрывок может показаться излишним, имеющим лишь историческое значение. Но не будем спешить с выводами, ведь этот отрывок напоминает нам о том, что у каждого человека свой путь ко Христу, и большая ошибка полагать, будто бы есть правильные и неправильные пути. Если же мы совершим такую ошибку, то есть немалый риск оказаться подобными тем людям, которые сомневались в апостольском авторитете первоверховного Христова апостола Павла.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Обратиться за помощью на портал «Доброе дело»

Благотворительный портал «Доброе дело» — создан православным просветительским проектом «Экзегет.ру» для того, чтобы помогать тем, кто оказался в беде, прежде всего жителям российской глубинки. На сайте проекта «Доброе дело» размещаются истории людей и сборы, в которых можно поучаствовать. О тех, кто нуждается в поддержке, команда портала в основном узнаёт от священников и волонтёров. Но также у любого, кто находится в сложной ситуации, есть возможность обратиться сюда самостоятельно.

Почти за год работы проекту «Доброе дело» удалось помочь большому количеству людей. Среди них многодетная мама Татьяна из отдалённого посёлка Республики Тыва. Она воспитывает троих детей. У младшего инвалидность, поэтому основная часть денег уходит на лекарства и поездки на лечение. На многое другое ресурсов уже не остаётся. Например, Татьяна никак не могла купить водонагреватель, стиральную машину, которая давно вышла из строя, и обновить гардероб детям на холодное время года. Однако всё это помогли сделать добрые люди. Теперь многодетной маме не приходится стирать руками, в доме постоянно есть горячая вода и дети готовы к грядущим морозам.

Также помощь пришла и в дом одинокой бабушки Раисы Ивановны из Рязанской области. Её жильё настолько обветшало, что однажды обвалился подпол, и перед выходом из дома образовалась огромная дыра. При участии портала «Доброе дело» проблему удалось решить в короткие сроки. Сгнившие полы отремонтировали, и теперь Раиса Ивановна может спокойно ходить по дому, без риска для жизни.
Если вы знаете того, кому необходима помощь, или же поддержка требуется вам, оставьте заявку на сайте благотворительного портала «Доброе дело», в разделе «Мне нужна помощь».
Также можно позвонить по номеру: +7 909 164 33 46
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







