Была эпоха, которая решила судьбы мира на несколько столетий вперед. Век шестнадцатый открыл дороги, по которым пошли народы и государства. Европейские державы узнавали за морями новые земли. Ученые умы постигали законы мироздания. Одаренные талантами, сотворили прекрасное искусство. В Государстве Российском происходили тогда особые свершения. Земли наши становились единой державой. И неуемно спорили государственные мужи, какой быть России-матушке? На восток иль на запад обратить свой взор? Строгости или вольности взращивать в детях своих? В такое время был призван из Афона на русскую землю просвещеннейший европейский ум Максим Грек. Не легкая судьба была уготована мыслителю-идеалисту в чужой своенравной земле...
... Когда Великому Князю Василию III надобен был монах ученый, чтобы книги церковные переводить, послала братия Афонская Максима Грека. Хоть не знал он в ту пору русского языка - да больно уж много было в нем горения. Такому любое дело дается легко.
Вот только испытания его ждали не на ниве учености - стойкость духа и верность высоким идеалам веры пришлось отстаивать...
В Москве первым большим его делом стал перевод Псалтири. Одобрили его и духовенство и Великий Князь. Да на сердце Максима Грека не все было ладно, противилось оно тому, что в государстве делалось. Не по христианскому закону вершилось. Попросился Максим Грек обратно в Святой Афон. Но Василий не отпустил даровитого переводчика, миссию свою он продолжил. Создал княжескую библиотеку. Исправил книги для богослужения. Писал, писал, писал - не одна сотня текстов. Жития святых, поучительное слово, просветительские наставления. Для многих и многих стал духовным отцом.
Не по душе были Максиму Греку несправедливость да неискренность, царившие кругом. Дань непомерную с крестьян - осуждал. Не стал молчать, когда Василий вознамерился развестись с княгиней. И обвинили Грека в неверности, отлучили от причастия, в монастыре обрекли на суровое заточение. Но и там не отступился он от возвышенных своих чаяний.
Еретиком Максима Грека назвали на соборе 1525 года, тогда и заточили в монастырь. В 1531-ом новые нарекания нашлись - в порче книг богослужебных - и в другой монастырь определили ученого. А настоятель его Грека уважал великим почтением. Вопреки высокой воле - посадил его рядом на трапезе. Дозволил читать и писать. Но Святых Тайн просветителю разрешили причащаться только десять лет спустя. Много Патриархи Восточные за Грека вступались. Да не скоро перевели его на покой в Троице-Сергиев монастырь.
Скончался он в день небесного своего покровителя Максима Исповедника. Многие узрели в том знак свыше. Четыре века спустя церковь прославила его в лике святых, и вскоре мир обрел мощи преподобного. Сегодня они пребывают в Успенском Соборе Троице-Сергиевой Лавры.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.