Былинный князь Владимир Красно Солнышко, владыка Киева и русских земель, Креститель Руси и Равноапостольный святой – всё это один человек. Единый герой былин и летописей, который однажды и навсегда повернул Русь к свету христианства. Однако судьба с рождения послала князю Владимиру столько испытаний, что изначально о киевском престоле и речи не шло.
Владимир появился на свет во владениях древлян. Сюда грозная княгиня Ольга сослала его мать – древлянскую княжну Малушу, за то, что она приглянулась князю Святославу. Разгневанная Ольга считала невозможным брак своей «ключницы» и пленницы со своим сыном, наследником великого Киевского княжества.
Владимира воспитывала сама княгиня Ольга, прививая ему христианские истины. Но его отец Святослав от Христовой веры наотрез отказался. Так и рос Владимир, склоняясь то к христианской истине, то вслед за отцом совершая языческие обряды на кумирнях. Увы, язычество в сердце юного Владимира взяло верх.
Князь Владимир выстоял в жестокой борьбе за власть после смерти отца, князя Святослава. Старший брат Ярополк, правивший в Киеве, расправился с братом Олегом. Владимир, скрываясь от злой воли брата, ушёл к варягам и вернулся спустя три года с дружиной. В сражении за Киев Ярополк пал от варяжского меча, и тогда Владимир воцарился на Киевском престоле. Он много воевал, без жалости и сомнений приносил жертвы языческим идолам. Кровь лилась рекой, в том числе кровь людская.
Но однажды князь Владимир дрогнул. В тот день князь, жрецы и народ киевский собрались на жертвенном холме, чтобы вознести славу богам за очередную победу.
Крики из толпы:
Слава тебе, князь Владимир! Слава Перуну! Жрец, скажи, какова будет жертва?!
Жрец:
Тише! Слушайте жители Киева! Велика нынешняя победа, велика будет и жертва! Мы, жрецы, бросим жребий на отроков и девиц, на кого падёт, того и принесём в жертву богам. Согласен ли ты князь?
Князь Владимир:
Согласен! Как боги решат, так и будет.
Жрец:
Жребий решил… Жребий выбрал…
Крик из толпы:
Жрец, да не тяни ты, говори!
Жрец:
Жребий выбрал юного Иоанна, сына варяга Фёдора!
Князь Владимир:
Нет!
Жрец:
Не спорь, великий княже, с волей богов! Иначе не будет тебе победы.
Князь Владимир:
С волей богов говоришь, старый колдун?! А не твоя ли тут воля, что ты на друга моего Фёдора замахнулся? Его вера христианская тебе покоя не даёт, не так ли?
Жрец:
Забываешься, князь! Негоже тебе покрывать христиан. От них один раздор и сомнения…
Федор:
Как же так, княже! Я же за тебя жизнь готов отдать, а ты жизнь сына моего забираешь?! Не отдам! Слышишь?! Пока меч держу в руках, не отдам сына бесам деревянным!
Жрец:
Да как ты смеешь, Фёдор, воле богов перечить!
Федор:
Да не боги это, а просто дерево — нынче есть, а завтра сгниёт! Не едят они, не пьют, не говорят и сделаны людскими руками из дерева. Бог же истинный один! Он и мир это создал, и небо, и землю…
Жрец:
Замолчи! Не смей проповедовать! Заткните его!
Жрец:
Вот и свершилась жертва!
Варяг Фёдор и его сын Иоанн в тот день погибли - были растерзаны толпой. Князь Владимир не смог остановить расправу. Но тяжёлые сомнения поселились в душе князя. Вспомнил он христианские наставления бабки, княгини Ольги. Языческая необузданность страстей стала уступать место душевной глубине, мудрости, сердечной доброте.
В 983 году погибли христианские мученики Фёдор и Иоанн, а через пять лет князь Владимир принял крещение, избрав имя Василий. Он вышел из крестильной купели со словами: «Теперь я познал истинного Бога!». Как говорят летописи, прозрел после постигшей его слепоты. Со всей присущей ему страстью князь Владимир крушил ненавистные ему кумирни и сбрасывал идолов в Днепр. Здесь же в водах Днепра он крестил и всех жителей Киева – от стариков до грудных младенцев. Крестил князь Владимир и двенадцать своих сыновей в источнике, получившем с тех пор название Крещатик.
По воле князя Владимира, Христова вера быстро пошла по Руси – крестились Новгород, Псков, Ростов, Суздаль. Всюду, на местах языческих капищ, на высоких холмах и в излучинах рек, строились новые церкви. А русская земля стала называться Святая Русь.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.