
В 1155 году благоверный князь Андрей Боголюбский перенёс из Киева во Владимир древнюю икону Божией Матери, написанную, по преданию, апостолом Лукой. Для хранения святыни в городе построили величественный Успенский собор. Чудотворный образ одели в золотой оклад, щедро усыпанный драгоценными камнями и жемчугом. Это убранство подчёркивало значение, которое икона имела во Владимирском княжестве.
В 1238 году Успенский собор разграбили войска хана Батыя. Варвары сорвали с Владимирской иконы драгоценный убор. Сам образ уцелел, и племянник Андрея Боголюбского, князь Ярослав Всеволодович, повелел изготовить для святыни новое, столь же великолепное убранство. В этом окладе Владимирскую икону в 1395 году доставили в Москву, чтобы с молитвой перед чудотворным образом попросить у Богородицы защиты от нашествия Тамерлана. После чудесного спасения города оклад иконы по благословению митрополита Киприана был дополнен новыми драгоценными камнями.
В конце четырнадцатого века древняя икона Богородицы вернулась в Успенский собор Владимира. И вновь разделила с народом беду. В 1410 году на город обрушил многотысячное войско ордынский царевич Талыч. Варвары ограбили Успенский храм. Они сорвали с золотого оклада Владимирской иконы изумруды, рубины и иные каменья. Пострадавшую святыню доставили в Москву для починки. Патриарх Фотий повелел изготовить для неё новый оклад с ажурным узором из золотой проволоки. Реликвию поместили в Успенский собор Кремля.
Ещё раз оправу Владимирской иконы Божией Матери обновили в середине семнадцатого века. По указу патриарха Никона золотых дел мастер Пётр Иванов создал массивную золотую ризу. На широких полях оклада разместились чеканные изображения двенадцати главных христианских праздников. Образы разделялись узорами из алмазов, изумрудов, рубинов и сапфиров. Чепец Богоматери и ворот Её одежды были унизаны крупным жемчугом. Этот убор украшал Владимирскую икону вплоть до 1917 года.
После революции святыню изъяли из Успенского собора. С 1926 года Владимирская икона Богородицы находилась в Государственном историческом музее, в 1930-ом её передали в Третьяковскую галерею. С 1999 года перед чудотворным образом Божией Матери можно помолиться в храме Святителя Николая в Толмачах при галерее.
Драгоценные оклады древней святыни хранятся отдельно в Оружейной палате. Здесь можно увидеть и оклад, изготовленный по велению князя Ярослава Всеволодовича, и убранство, созданное заботами патриарха Фотия, и оправу времен патриарха Никона. В этих ювелирных шедеврах отразилась не только история Владимирской иконы, но и любовь русских людей к Царице Небесной, благодарность Ей за неиссякаемое молитвенное заступничество.
Все выпуски программы Небесная Заступница
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема