Все слышали о людях, которые бросили свой дом, оделись в рваное рубище и ходят по городам и селам, позволяя детям и взрослым потешаться, а то и глумиться над собой. Что о них можно сказать, кроме того, что они безумны? Но нередко оказывается, что люди эти вовсе не больны, и что через них говорит сам Господь. Притворяясь умалишенным во имя Христа, человек проявляет глубокое смирение, ведь юродивому чуждо тщеславие и незнакома гордыня. Часто бывает, что Господь награждает юродивого чудесным даром – прозорливости или исцеления. Но и проявляя его перед другими людьми, святой никогда не позволит себе принять благодарность или похвалу за совершенное чудо. Терпя холод и зной, издевательства и побои, голод и жажду, юродивый служит Господу не словом или делом, а самим духом. И чем сильнее унижают святого, тем больше он возвысится в царстве Божьем…
… Год тысяча четыреста семидесятый, город Ростов Великий…
Недалеко от городских стен, на болоте, стояла хлипкая избенка. Да и не избенка это была вовсе: скорее, просто кусочек покрытой тиной земли, огороженный забором из хвороста высотой чуть меньше сажени. Хозяин избенки нисколько не заботился об удобстве, иначе положил сверху хотя бы соломенную крышу, и не стал бы строить жилище на зыбкой почве, которую весной в половодье подтапливало водой. Жил в убогой хижине блаженный из Ростова по имени Исидор. Каждый день торговцы видели его у ярмарки, прихожане – у церкви; сидя на пыльных или мокрых улицах города в неизменном грязном балахоне, он мастерил свистульки или тихонько напевал что-то хрипловатым голосом. Бывало, что дети начинали его дразнить, кидаться комками грязи, но он не обижался на них, а только улыбался и кланялся.
Мальчик:
Тебя кони залягают, а коровы забодают, не догонишь, не догонишь!
Отец:
Ваня! Поди сюда. Ты зачем доброго человека дразнишь?
Мальчик:
Так это же Исидор с болот, местный дурак!
Отец:
Слушай, Ваня, открою я тебе одну тайну. Только ты ее никому-никому не рассказывай, хорошо? Я и сам не должен был, но, видно, придется. Когда я был помоложе, часто ходил за море – торговать с другими городами. Однажды возвращались мы домой с богатой выручкой на корабле, но тут поднялась большая буря. Товарищи мои испугались и решили кинуть жребий – кого бросить за борт, чтобы утихомирить ветер. Выпало мне. Вот и посадили меня на доску и отправили прямо в черные волны.
Мальчик:
Ой… Страшно, наверно…
Отец:
Очень страшно. Я схватился за край доски и начал молиться: «Господи, дозволь мне увидеть родной край и мою любимую супругу!». И тут волны расступились. Гляжу, прямо по ним, словно по твердой земле идет Исидор. «Узнаешь ли ты меня?» – спрашивает. «Помоги, раб Божий Исидор!» – отвечаю я. И чудесным образом я оказался на корабле. А Исидор только успел шепнуть: «Никому не говори про меня. Это не я тебя спас, а Господь».
Много чудес явил Ростову блаженный Исидор. Ходили слухи, что родился он в немецкой земле да в богатой семье, но раздал имущество нищим и ушел из дому. Несколько лет скитался, пока не дошел до города Ростова. Здесь юродивый принял православную веру и построил из веток хижину на болоте. Ночью он молился, не обращая внимания ни на холод, ни на дождь. А днем ходил по улицам, терпел поношения и снова усердно молился за своих обидчиков. Если и позволял себе отдохнуть, то только на голой земле или навозной куче. Со временем люди поняли, что за рваным рубищем скрывается святой человек. К его предсказаниям прислушивались, хоть и не всегда могли их разгадать. За прозорливость свою получил Исидор имя «Твердослов». За несколько дней до своей кончины закрылся он в своей хижине и усердно молился, не вставая с колен. А потом вдруг дивный запах разнесся надо всем городом – так люди поняли, что блаженный Исидор вознесся на небо.
Похоронили Исидора в той же избенке на болоте, а после поставили над могилой церковь. И у гроба блаженного чудеса продолжались – всякий больной, который приходил к нему с верой и надеждой, получал исцеление от Исидора, смиренного святого, отринувшего радости и блага земной жизни ради Христа.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело