
Анна Тумаркина
Впервые в жизни я столкнулась с женским тренингом в начале 2000-ых. Это было в одном из молодежных центров, где мы, шумные и беззаботные студенты, организовывали встречи, мастерские и даже дискотеки.
Женский тренинг и его участницы не имели никакого отношения к студенчеству, они просто снимали у нас помещение.
Однажды мне стало безумно интересно, что же там происходит, и я, улучив момент, познакомилась с ведущей этих занятий. ГлавЛеди, как я ее про себя прозвала, долго и подробно меня изучала, задавала вопросы. Посмотреть на диковину то есть, на меня подтянулись и ее подопечные.
Все они были как-то похожи. На одно лицо: яркий макияж, мини-юбки, высокие сапоги на шпильках, тонкие сигареты, маникюр со стразами.
Я рассказывала им про то, чем жила и дышала наша студенческая компания . Они мне подробно изложили концепцию своего клуба.
С точки зрения этих прекрасных дам на шпильках я...ну совсем не вписывалась в понятие «женщина». Короткая стрижка, джинсы, в голове рок-н-ролл, новейшая поэзия, да еще вся в учебниках — сессия на носу: нет, женщины такими не бывают.
Женщины, как излагала ГлавЛеди, должны быть прекрасны, словно корзина цветов и игривы, словно котята даже на смертном одре. Живут такие вот отрады исключительно для того, чтобы нравиться мужчинам, ну, и себе в зеркале иногда, особенно после посещения парикмахерской.
Не посетила парикмахерскую раз в неделю? Ты — существо среднего рода и нет тебе оправданий. А мужчину было необходимо очаровывать, очаровывать и очаровывать, даже если совместным внукам недавно исполнилось полвека.
Наши дебаты кончились веселым смехом и почти что дружбой, ведь мы с ними были по-настоящему интересны друг другу, как обитатели параллельных миров.
Прошло примерно 15 лет, и число женских тренингов в виртуальном и реальном пространствах выросло в несколько раз. Они не похожи один на другой: где-то женщин учат быть игривыми кошечками в корзине цветов, как учили моих давних знакомых, где-то — ставить цель и добиваться успеха, без которого нынче никуда, а где-то и вовсе носить древнерусский сарафан в пол, дабы собирать подолом женскую энергию матери-земли.
И с первого момента знакомства с понятием «женский тренинг» меня не оставляет ощущение, что во всем этом заложена одна большая системная ошибка: если женщина не выглядит во так, и не ведет себя вот эдак, то она, собственно...и не женщина вовсе. Сначала вот тут чуть-чуть поправь, убери вот здесь, переделай себя, и подсбрось килограммов.
А не можешь достигнуть уровня тех или иных стандартов, так и знай свое место в ряду под условным обозначением «существо женского пола». Существо, даже не человек.
Но из Библии мы знаем, что «...и сотворил Господь человека...мужчину и женщину сотворил их». То есть, женщина является женщиной не «потому» и не «благодаря», а просто по праву рождения. По праву сотворения, если совсем точно.
Безусловно, есть множество групповых занятий, помогающих женщинам пройти через кризисные ситуации, проработать душевные травмы, специфические женские проблемы... Существуют даже просто женские клубы по интересам, очень разнородные и вполне себе безобидные, и это прекрасно. Вот только не стоит верить тем, кто обещает сделать Вас «настоящей женщиной». Настоящими женщинами нас с вами создал Бог.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема