
Фото: Arseniy Volkov / Unsplash
Знакомясь на портале «Милосердие» с жительницей Люберец Светланой Телицыной, я рассматривала фотографии к статье. Если бы не прикреплённая к шлейке лабрадора жёсткая дуга с надписью «Собака-поводырь», за которую держалась стильная женщина в тёмных очках, я бы не догадалась, что она — незрячая!
До 12 лет Светлана была защитницей всех дворовых собак. Держать питомцев дома не удавалось: военная профессия отца семейства требовала переездов с одной служебной квартиры на другую. Девочка тратила на тушёнку для уличных собак все свои карманные деньги, а некоторых даже приводила домой, мыла их в ванне, перевязывала раны. Так продолжалось до тех пор, пока у Светланы не начались проблемы со зрением.
Врачи поставили ей диагноз «сосудистая глаукома»: четыре года боли и слёз, стационаров и операций, а затем, несмотря на помощь лучших специалистов, — полная потеря зрения. Светлана вспоминает, как тяжело было адаптироваться к миру слепых: «В 12 лет я ещё прыгала и бегала, в 13 — видела хотя бы одним глазом, а к 16 уже не могла разглядеть собственную руку». Перейдя в школу для слепых и слабовидящих, она потеряла бывших одноклассников и всё чаще думала о грустном.
Девочку-подростка спасла семья. До сих пор она слышит слова мамы, сказанные 20 лет назад: «Доченька, не плачь! Я не могу вынуть свои глазки и поделиться с тобой, но я буду твоими глазами — везде, где ты захочешь». Мама ушла с работы, зато папа и брат трудились за пятерых. Благодаря родным Светлана живёт полноценной жизнью: окончила школу с медалью, Московскую юридическую академию — с красным дипломом, 11 лет работала в юридической компании, вышла замуж. А ещё она занимается спортом: плавает в бассейне и прыгает с парашютом!
В 2019 году у нашей героини появилась собака, которой ей так не хватало в детстве! Да не простая — лабрадор-поводырь по имени Честер, специально обученный помогать незрячим людям. Светлана не нарадуется свободе передвижения, обретённой благодаря Честеру, и называет его своими «глазами на поводке».
Светлана Телицына смогла принять свою слепоту, а теперь помогает другим людям. Вместе с подругой Юлией Пашковой он создала Клуб владельцев собак-проводников Москвы (здесь была удалена ссылка). «В это трудно поверить, но с Честером меня могут не пустить в магазин, кафе или музей, — сетует Светлана. — Хотя закон „О социальной защите инвалидов“ гарантирует нам свободу перемещения в общественных местах». Авторы проекта «Мудрый пёс» ведут просветительскую работу с органами власти и средствами массовой информации, чтобы обеспечить незрячим людям и их четвероногим помощникам доступ ко всем объектам социальной инфраструктуры. Светлана надеется, что люди перестанут бояться добрых, умных, воспитанных псов-поводырей, и обидная фраза: «А собачка пусть подождёт у входа!» — навсегда останется в прошлом.
Я желаю им успеха! Ведь так важно, чтобы люди с физическими ограничениями не сталкивались с непониманием со стороны здоровых людей!
Все выпуски программы Живут такие люди
Сухотинка. Сухотинский Богородице-Знаменский женский монастырь
В тридцати километрах к югу от города Тамбов, в Знаменском районе, есть неприметное на первый взгляд село Сухотинка. Болота, озеро, лес, и петляющая среди лугов речушка Нару-Тамбов. Когда-то на её берегу стояло имение помещиков Сухотиных — мужа и жены. С их именами неразрывно связано сердце Сухотинки и одна из наиболее известных святынь всей Тамбовщины — Богородице-Знаменский женский монастырь.
Пётр Гаврилович Сухотин получил имение в награду за проявленную доблесть при взятии Очакова во время Русско-Турецкой войны 1787-1791 годов. В Сухотинке он поселился вместе с молодой женой, Варварой Александровной. Тридцать лет прожили они здесь душа в душу. Но однажды обоих внезапно одолела тяжёлая болезнь. Тогда супруги в одну и ту же ночь во сне увидели икону Пресвятой Богородицы «Знамение». Пробудившись, Сухотины отслужили молебен перед этим образом и получили исцеление! После этого чудесного случая они дали Божией Матери обет устроить в своём имении иноческую обитель.
Женский монастырь, построенный на землях и на средства Сухотиных, был освящён и открыт в 1822-м году. Первой настоятельницей Богородице-Знаменской обители стала игумения Досифея (Кудрявцева), духовная дочь преподобного Серафима Саровского. Старец Серафим лично благословил её на этот труд. Без малого столетие монастырь процветал и в него стекались паломники со всей России. А потом к власти пришли большевики. Сразу после 1917-го года Сухотинская Знаменская обитель была закрыта. Большую часть зданий, включая несколько храмов, снесли. На территории монастыря разместили детскую колонию, потом — психоневрологический диспансер.
Возрождение Богородице-Знаменского монастыря началось в 2003-м году и продолжается до сих пор. Полностью восстановлена белокаменная церковь Иверской иконы Божией матери. Обнаружен фундамент главного монастырского храма — утраченного в советские годы Знаменского собора. В будущем его планируется отстроить заново.
А пока Сухотинский Богородице-Знаменский монастырь встречает гостей чуть тронутыми временем, но сохранившимися монастырскими стенами из красного кирпича. Золотой ангел на башенке, построенной уже в наши дни, склоняет голову, приветствуя каждого, кто приехал сюда помолиться и прикоснуться к истории славной обители.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Особняк Альфреда фон Вакано
В Самаре проживало немало людей, имена которых стали неотделимы от городской летописи. В этом почетном списке одна фамилия выделяется своим необычным звучанием – фон Вакано. Давайте вспомним сегодня, кем был ее носитель и какую роль сыграл он в истории нашего города.
Альфред Филиппович фон Вакано – потомственный австрийский дворянин. Наверное, сейчас уже невозможно узнать, какие причины заставили его покинуть родину и перебраться в далекую Россию. Да к тому же не в столицу, а в Самару, в самую глубинку купеческого Поволжья.
Альфред Филиппович занялся здесь своим привычным делом – пивоварением. Свою деятельность он организовал так, что она не только приносила ему личный доход, но и способствовала развитию Самары. Взяв в аренду пустующую землю с заброшенными заводскими зданиями, он в короткий срок устроил успешное предприятие.
На территории же Самарского пивоваренного завода Альфред фон Вакано с разрешения городской управы построил двухэтажный особняк для проживания с семьей. Современники назвали это архитектурное чудо, украшенное шестигранной башней, вакановским теремом. Внутренние помещения этого здания были обустроены с фантазией и везде царила атмосфера оригинальности. Неутомимый путешественник, фон Вакано собрал бесконечное количество полезных вещей и милых безделушек со всех концов света. В этой коллекции были и уникальные произведения искусства, часть которых хранится сейчас в Самарском художественном музее.
От былой роскоши в особняке Вакано сохранились рельефные дубовые потолки и голландская печь, облицованная с одной стороны узорной, а с другой – белой керамической плиткой. На белой керамике виден рисунок. Считается, что он принадлежит кисти самарского художника Константина Головкина, который был другом Альфреда Филипповича.
Человек незаурядный, и может быть даже эксцентричный, фон Вакано полюбился самарцам вовсе не за свою склонность ко всему необычному. Важнейшей частью его разносторонней жизни была благотворительность. Влюбленный в Самару австриец купил большой участок земли под строительство приюта для сирот, постоянно помогал деньгами Российскому обществу Красного Креста, а также заботился о детях, чьи отцы погибли во время войны с Японией. Во время неурожая 1899 года Альфред Филиппович взял на себя заботу кормить тысячу человек в течение года. Удивительно, но с началом Первой мировой войны австрийский дворянин предоставил для лечения русских солдат полностью оборудованную больницу и оплачивал все расходы по ее содержанию. Вот уж воистину «чудны дела твои, Господи»!
Свято-Ильинский женский монастырь (село Подгоры)
На правой стороне Волги, у подножия Жигулевских гор расположилось древнее село Подгоры. Основано оно было в семнадцатом веке. Здесь жили крестьяне, приписанные к монастырю, некогда существовавшему в этих заповедных местах. Позднее обитель пришла в упадок, от нее остался лишь храм Пророка Илии и он стал просто сельским. В советское время Ильинская церковь была закрыта. Но уничтожить веру в Бога в человеческих сердцах властям не удалось. Православные тайком по домам собирались на молитву, торжественно встречали Рождество и Пасху.
В конце двадцатого века жизнь в маленьком правобережном селе, отрезанном рекой от Самары, стала затихать. Здесь оставались только старики, не желавшие покидать свою малую родину, да дачники приезжали в заповедные места на три летних месяца. Так продолжалось до тех пор, пока храм пророка Илии не передали верующим. И тут произошло удивительное. Из праха восстало не только здание церкви… В Подгорах вновь, как триста с лишним лет назад, зазвучала монашеская молитва.
Первым инокиням вновь учрежденной обители пришлось нелегко – поселиться им пришлось практически на пустом месте. Покосившийся дачный домик рядом с полуразрушенным храмом – вот и все, что составляло монастырское хозяйство. Окрестности заросли бурьяном, среди которого высилась мусорная свалка. От Ильинской церкви оставались одни стены – не было ни куполов, ни колокольни. Хрупкие женщины с Божией помощью, по сути, совершили настоящее чудо – за несколько лет запущенная территория преобразилась до неузнаваемости.
Сейчас Заволжский Свято-Ильинский женский монастырь – один из красивейших в области. Белокаменная ограда отделана алым карнизом. На территории, украшенной цветниками, расположились сестринский корпус, игуменский дом и изящная часовня-беседка с мраморной чашей для освящения воды. Воссозданный невероятными усилиями храм святого Илии вновь стал центром духовной жизни в селе. Белокаменное здание церкви невысокое, приземистое, но его ярко-красные купола, выкрашенные под цвет огненной колесницы пророка, видны издалека.
Рядом выстроен еще один храм – деревянный. Он посвящен самарскому святому, священнику Константину Сухову, расстрелянному большевиками. Это не случайно. Когда прихожане Ильинского храма расчищали территорию для строительства монастыря, они обнаружили большое количество человеческих костей. Оказалось, что в тридцатые годы на этом месте находились лагеря, в которых в числе прочих страдальцев погибло много священников и монахов.
Добираться до Подгор лучше всего через село Рождествено, до которого ходит теплоход из Самары. А от Рождествено можно дойти пешком. Прогулка по петляющей вдоль Жигулевских гор асфальтовой дороге – отдельное удовольствие.













