
Фото: PxHere
Картофель настолько прочно вошёл в наш рацион, что, кажется, был на столе русского человека всегда. Однако это не так. По мнению большинства историков, вкусные, питательные клубни появились в России лишь в середине XVIII века.
Любопытно, что многие исследователи отвергают популярную версию о том, что первый мешок картошки привёз из Голландии император Пётр Великий, якобы купив клубни на рынке в Роттердаме. Дело в том, что все продукты в Голландии в то время строго учитывались в особых реестрах. И упоминание о картофеле в этих документах впервые встречается в записях от 1742-го года. К этому времени Пётр уже 17 лет как скончался. При этом в распоряжении историков есть отчёты дворцовой канцелярии от 1741 года — времени правления Анны Леопольдовны — регента при малолетнем императоре Иване VI. Из них следует, что именно в это время картофель — или как его тогда называли, «тартуфель», стал появлялся на царском столе, поначалу — в качестве некой экзотики, а ещё на праздничных столах для солдат Семёновского полка. Уже к 60-м годам XVIII века многие крестьяне в Петербурге, Новгороде и Риге с успехом выращивали картофель на собственных огородах.
Большое внимание распространению картофеля уделяла императрица Екатерина Вторая. Во время её правления в альманахе Вольного экономического общества появилась научная статья известного натуралиста Андрея Болотова «Примечания о картофеле, или земляных яблоках». В ней подробно разъяснялись технологии выращивания картофельных клубней и их польза. А Сенат даже издал специальный указ о картофеле. В нём клубни назывались «лучшим в домостройстве овощем», к разводу которого необходимо «приложить всемерное старание». Скоро картофель стали выращивать во многих регионах России. Правда, активная государственная политика в поддержку картофелеводства в правление Николая Первого привела к так называемым «картофельным бунтам». Крестьяне южных губерний и Сибири выступали против того, чтобы картошкой засевать лучшие земли. Однако вскоре они оценили перспективы разведения клубней, и картофель прочно вошёл в жизнь русского человека. Во время православных постов картофель стал главным блюдом на столе. Интересно, что большим любителем картошки был Пушкин. Биографы пишут, что, когда, будучи уже известным поэтом, Александр Сергеевич приезжал навестить своих родителей, его мать, Надежда Осиповна, всегда приказывала подать на стол любимое блюдо сына — печёный картофель.
Картошка спасала жизни во время Великой Отечественной Войны. Так, например, в блокадном Ленинграде сотрудники Всесоюзного института растениеводства сохранили уникальную коллекцию образцов семян картофеля. Они поделились ими с жителями голодающего города. Картофель высаживали в парках и скверах. И уже осенью 1942 года ленинградцы собрали первый урожай, который многим из них помог избежать голодной смерти. Не даром в народе издавна сложилась и по сей день остаётся популярной пословица: «Картошка — второй хлеб».
Все выпуски программы Открываем историю
29 апреля. О вере

27 апреля, в день Антипасхи и в Неделю Апостола Фомы, в московском Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о вере.
Именно вера подвигала людей на подвиги, нравственные подвиги, на героизм по защите Родины, ближних своих, что также невероятно трудно произвести из материалистических убеждений. А почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже другой жизни? А почему я должен умирать вообще за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз! И вот когда мы отвечаем на эти вопросы тем, что нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас, в том числе и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать, мы выходим за пределы материального. Потому что в материальном мире таких законов нет. Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть. Что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения и всякого рода скверну, сохраняется и вера в само бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории. Сегодня в нашей благословенной и многострадальной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Ведь мы пережили все. И так называемый научный атеизм, отрицание веры. И будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы, как народ, возвращаемся к вере. И вот все вы, мои дорогие, являетесь свидетельством этого. Дети и молодежь, люди среднего, пожилого возраста, мы все вместе стоим в этом святом храме. Мы люди XXI века. И я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей жизнью отвечаем — да, есть.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема