В конце девятнадцатого века Самару охватило поветрие просветительства. Каждый, кто считал себя прогрессивным человеком, старался способствовать распространению научных знаний и идей гуманизма. В 1899 году на этой волне дочь известного в городе юриста и общественного деятеля Андрея Хардина - Нина Андреевна Хардина, открыла женское училище, преобразованное через пять лет в гимназию. Это было далеко не первое образовательное учреждение для девочек, однако его считали особенным. Необычным было уже то, что специально для гимназии меценат Юрий Иосифович Поплавский построил трехэтажное здание на улице Дворянской, ныне Куйбышева. Таков был его вклад в просветительское движение. Сейчас в этом особняке классического стиля, с треугольными фронтонами и колоннадой, располагается школа №15.
Нина Хардина сделала все, чтобы педагогический коллектив в созданном ею училище не испытывал давления со стороны. Здесь не было попечительского совета, а все расходы брали на себя родители воспитанниц. В гимназию принимали даже девочек из бедных семей. Средства на их содержание Нина Андреевна получала, организуя благотворительные вечера с концертами и лекциями. В то время посещать выступления литераторов и научные лектории было очень модно. Вот как описал самарский благотворительный вечер поэт Федор Сологуб в одном из своих писем: «Лекция была в Пушкинском Доме. Цены удвоенные: от 10 копеек до 2 рублей. Зал набит битком, даже на сцене не меньше сотни сидящих и стоящих. Публика самая разнообразная. Лекция для многих трудна, но аплодировали усердно; в конце я читал стихи».
По отзывам современников, гимназия Нины Хардиной давала образование на весьма высоком уровне. Дипломы, полученные здесь, котировались не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в европейских столицах. Девочкам преподавали историю, литературу, математику, физику, естествознание, немецкий язык… Однако, многие самарцы остерегались отдавать своих дочерей в гимназию. Их настораживала репутация учебного заведения Хардиной – его называли либеральным, а то и красным.
Справедливо ли это? Скорее всего, консерваторам не по душе пришлись семейно-педагогические кружки и прочие новшества, которые смело использовала Нина Андреевна и ее коллеги. Более особенно придраться было не к чему. Ну, разве что ещё к духовнику… Гимназия не была атеистической – здесь преподавали Закон Божий в том же объеме, в каком и в других школах. Духовником гимназисток был священник Троицкой церкви Иван Иванович Андреев – человек незаурядный и мыслящий очень широко. Так вот, его досуг почему-то вызывал у большой части общества, мягко говоря, недоумение. Батюшка был активным членом общества любителей пчеловодства, садоводства и огородничества.
Так или иначе, гимназия Хардиной – ярчайшая страница в истории нашего города. И она еще не дописана. Ученики школы № 15 – это как раз те, кто на наших глазах соединяет прошлое с будущим.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема