
«Завтра была война», Киностудия им. М. Горького, режиссёр Юрий Кара
— Вика... ты как честный человек, как комсомолка, а в твоей комсомольской честности я не сомневаюсь, завтра перед всей школой, как перед всем народом, отречёшься от своего отца.
Что страшного натворил директор авиационного завода Леонид Сергеевич Люберецкий? Такого, что его собственную дочь в школе принуждают публично от него отречься? Да ничего особенного. Просто однажды при свидетелях сказал, что любит поэзию Есенина и считает, что искусство должно будить в человеке мысли. Можно ли за это арестовать человека, заклеймить его, назвать его врагом народа? В конце 30-х — начале 40-х годов двадцатого века подобное было сплошь и рядом. Именно в этот непростой и тревожный период времени разворачивается действие кинофильма «Завтра была война», фрагмент из которого только что прозвучал. Режиссёр Юрий Кара снял картину по одноимённой повести писателя Бориса Васильева в 1987 году. Лента стала его дипломной работой. Изначально фильм был короткометражным, и Кара даже не думал о том, чтобы выпускать его на большой экран. Но когда отснятый материал посмотрел Васильев, он был до слёз впечатлён. Сказал, что режиссёр попал в самую точку, и непременно нужно, чтобы этот фильм увидели зрители. Тогда Юрий Кара решил доработать картину до полного метра. «Денег практически не было, поэтому мы с художником и оператором собирали костюмы и реквизит по знакомым, а большинство актёров снимались бесплатно», — рассказывал режиссёр. Несмотря на крайне скромный бюджет, фильм с большим успехом прошёл в прокате и собрал немало призов. Среди них — золотая медаль имени Довженко за лучший военно-патриотический фильм и Гран-при Международного кинофестиваля во французском Дюнкерке.
Вместе с героями ленты — девятиклассниками, мы переживаем несколько тревожных дней. Дней, которые навсегда изменят их жизни. Отец Вики Люберецкой арестован. Друзья поддерживают девушку. Сочувствие, насколько может, выражает и директор школы. Но принципиальная учительница литературы Валентина Андроновна, которую ребята, кажется, неспроста пренебрежительно прозвали Валендрой, настроена решительно. Она считает, что Вика должна смыть с себя позор, и сделать это можно единственным способом — публичным отречением от единственного родного человека. Назревает серьёзный конфликт.
Стоит отметить, что режиссёр Юрий Кара в своей экранизации довольно ощутимо отошёл от литературного первоисточника. И Борис Васильев вовсе не был за это на него в обиде. Ведь в итоге получилась сильная, эмоциональная, берущая за душу драма. При этом вышло даже в какой-то степени парадоксально: военный фильм — совсем не о войне. По крайней мере, не только о той войне, на которой падают бомбы и рвутся снаряды. Но и о другой — о ней в одном из эпизодов говорит герой картины, директор школы Николай Григорьевич Ромахин:
— Убивает не только пуля. Убивает дурное слово, скверное дело. Убивает подлость и трусость, убивают равнодушие и казёнщина. Запомните это. На всю жизнь...
Очень похожие слова есть в ветхозаветной книге Притч Соломоновых: «От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается. Смерть и жизнь — во власти языка». Собственно говоря, именно об этом фильм Юрия Кары «Завтра была война». Обличение репрессий — это лишь то, что лежит на поверхности. Главный смысл скрыт глубже. И зрители это обязательно почувствуют. А мне бы хотелось обратить внимание на любопытные художественные приёмы, которые использовал режиссёр. Например, я заметил, что некоторые фрагменты картины сняты в цвете, хотя основное повествование остаётся чёрно-белым. Так, например, цветными режиссёр сделал эпизоды, происходящие в квартире Люберецкого: его разговоры с дочерью и её подругами об искусстве и справедливости. Кстати, несколько раз зрителям крупным планом показывают вид из окна комнаты. За ним — купола православного храма. Мне почему-то думается, что это — далеко не случайные детали.
Юрий Кара признавался, что на фильм «Завтра была война» его вдохновил, прежде всего, уникальный духовный опыт поколения, которое сразу после школьной скамьи ушло на фронт. Этим людям довелось жить в очень непростое время. И нам, пожалуй, есть, чему у них поучиться.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер