Удивительно легко вспоминались сейчас слова Алана, в разное время сказанные. Ложились на язык сами собой. И поразительное дело – я вроде как и сама в них поверила. С Аланом-то все ругалась, насмехалась над безумным учением его, но сейчас не было Алана, одна я была с этим его Истинным Богом. Любит всех... и рабов, и держателей светлых, и добрых, и злых... Безумие? Но может, небесная истина и должна казаться нам безумием? Ведь сочти мы ее мудростью, то была бы она чем-то таким, что мы привыкли полагать умным... но это значило бы, что нет в ней ничего нового, что это просто старые слова, красиво друг с другом сплетенные... земные слова, обычные... Что, если безумица как раз я и по безумству своему так и не поняла Алана?
Любит всех... выходит, и меня?
Интересно, что когда прозаик, поэт и публицист Виталий Каплан – автор фантастической повести «Прощание с луной», – из финала которой он сейчас нам и читал, – принес книжный вариант этой вещи в издательство, уже выпускавшее его книги, ему в публикации отказали. «Наш читатель привык к фантастике, – иные миры, приключения, пришельцы – а у вас тут религия, да и – много»…
Кстати, иных миров и приключений в «Прощании с луной», как говорится, навалом, – есть и пришелец, причем, из параллельного – тому миру, что придумал автор – будущего.
Но в генеральной оценке вещи издатели правы.
К моменту выхода повести в журнале «Новый мир» (зима 2010 года), постоянные читатели Виталия Каплана уже читали вещь целиком в сети. Её первая часть – как раз и есть «Прощание с луной» (повествование от лица старухи Саумари, многолетне имитирующей колдовство в мире, похожем на мир античный, и подспудно служащей добру и милосердию).
Что до внутренней преемственности, то, конечно же, правы те читатели, что сравнили «Прощание с луной» – с фантастическим сочинением писателя и философа Клайва Льюиса «Пока мы лиц не обрели» (1956 год), который был переведён на русский язык поэтом Ильёй Кормильцевым. Поэт и переводчик характеризовал льюисову вещь как роман «об искуплении Любовью, и об искуплении Любви».
Вернемся к финалу «Прощания с луной», к фальшивой ведьме, старухе Саумари, которая всем сердцем – сама того поначалу не осознавая – полюбила пришельца Алана вместе с его маленьким помощником, уроженцем привычного языческого мира. Вернемся к её последним земным минутам, после долгих мучительных допросов силами зла и тамошними «спецслужбами», после неудачных попыток заставить её публично отречься от этих двух «бунтовщиков», посеявших семена Веры в её душе.
В душе, уже уходящей к Господу через жестокое пламя площадного костра:
Вот, значит, как. Неужели я всю жизнь брела вдалеке от правды... от истины? И лишь в старости путь мой пересекся с иным, настоящим путем? Который ведет из смерти в Жизнь, ведет к Истине? Который и есть Истина? Вот ведь интересно получается...
И тут вспыхнул такой невообразимый свет, что я в ужасе повалилась вниз лицом на дорогу. Но и дорога исчезла, и левое пространство вместе со всеми тварями провалилось куда-то в раскрывшийся провал, в вязкую, дымящуюся тьму, а то, что было справа, расцвело вдруг утренним садом, и надо мной раздался тихий голос:
– Ну, здравствуй, Саумари! Ты уже пришла!
И я почему-то сразу поняла, Чей это голос.
Не могу не сказать, что в домашней беседе Виталий признался мне: при написании сцен допросов старухи Саумари жандармами «Высокого Дома», он пользовался сохранившимися свидетельствами из жизни первых христианских мучеников, – пользовался по добрым советам, как он сказал, «очень образованных, православных знакомых»…
У Бога, как говорится, милостей много.
«Полёт на воздушном шаре»
Мы с друзьями давно мечтали полетать на воздушном шаре. И однажды нам удалось всё организовать. Самое лучшее время для полёта— это раннее утро, когда солнце ещё не нагрело воздух, и непредсказуемые воздушные потоки не успели появиться. Наша группа выехала затемно, и на рассвете уже была на месте — просторном поле, где стоял готовый для взлёта шар. Помню, как с трепетом приближались к этому шару — огромного пузырю полосатой ткани с гигантской плетёной корзиной и газовыми баллонами. А потом забрались в корзину и взлетели. До сих пор ощущаю, как мы поднимались всё выше, выше и выше, оставляя позади изумрудного цвета поле, бесшумно пролетая над верхушками деревьев, над извилистой рекой. Прямо дух захватывало! Я подняла глаза к небу, к солнцу и вдруг почувствовала, как душа переполняется ощущением счастья и внутренней гармонии, как тишина и безмятежность этого утра, этого полёта делают меня ближе к Богу!
Все выпуски программы Утро в прозе
23 января. О жизни и трудах преподобного Маркиана Константинопольского
Сегодня 23 января. День памяти преподобного Маркиана Константинопольского, жившего в V веке.
О его жизни и трудах — священник Августин Соколовски.
Маркиан пресвитер прославлен церковью за строительство храмов и священническую праведность. Жизнь его — незримая история искупления в отдельно взятой человеческой биографии. Историки говорят, что изначально Маркиан был раскольником из партии Новациан. Это течение сохраняло православную догматику, но отличалось крайней строгостью требований к церкви и особенно к ее служителям. Общение с великим старцем того времени, преподобным Авксентием Вифинским, который основал Авксентиеву гору, одну из четырех святых гор византийского монашества, из которых до наших дней дошел лишь Афон, привело Маркиана в единство с православной церковью. Святой патриарх Анатолий, уроженец Александрии и наследник строгой монашеской традиции Египта, сам возвел его в сан пресвитера. Вскоре Маркиан лишился родителей. Будучи выходцем из знатной римской семьи, он решил отдать на строительство храмов все свое наследство. Так словно раскол, который сам по себе заключается в разделении церквей, упразднялся в их возведении. Прежде Маркиан принадлежал к тем, кто требовал добродетели от других. Теперь же стал жить в милосердии и нестяжании.
Пример Маркиана учит тому, что строительство храмов становится основанием и причиной святости, если сопряжено с правоверием, добродетелью, нестяжанием и милосердием. И, конечно же, оно должно идти рука об руку с миссионерством.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 января. О рассуждениях Святителя Феофана Затворника о празднике Святого Богоявления
Сегодня 23 января. Попразднство Богоявления.
О рассуждениях Святителя Феофана Затворника о празднике Святого Богоявления — священник Алексий Долгов.
Святитель Феофан Затворник, прекрасный богослов и строгий аскет, переживал Крещение Господне, а именно этот праздник мы сейчас отмечаем, как прежде всего Богоявление. Ипостась Бога Отца была явлена голосом с неба. Ипостась воплотившегося Христа Крещением в Иордане. Ипостась Бога Духа Святого голубем, сошедшим на крестившегося Сына Божия. Крещение или Богоявление, по мысли святителя Феофана, приоткрывает нам тайну отношений лиц Пресвятой Троицы. Дух Святой исходит от Отца и в Сыне почивает, но не исходит от Сына Божия. В празднике Крещения Господь открывает, что домостроительство нашего спасения совершается воплотившимся Сыном Божиим, но не одним только Христом, но и соприсущим ему Святым Духом и Богом Отцом, то есть всей Пресвятой Троицы. Иными словами, спасение совершается Господом Иисусом Христом, благодатью Святого Духа и благоволением Отца Небесного.
Святитель Феофан Затворник считал, что в празднике Крещения Господня, который еще называется в Церкви Днем Светов, «Православные таинства сияют Божественным Светом и просвещают умы и сердца тех, кто празднует с верой святое Богоявление».
Все выпуски программы Актуальная тема