
Фото: PxHere
В тринадцатом веке до Рождества Христова восточное Средиземноморье захватили племена, именуемые на страницах Священного Писания филистимлянами. От воинственных соседей пострадали многие народы Ханаана, в том числе и израильтяне, переселившиеся в Палестину из Египта в тот же исторический период. В одиннадцатом веке до Рождения Спасителя филистимляне отвоевали у иудеев Ковчег Завета — золочёный сундук, в котором хранились скрижали с Божьими заповедями и другие реликвии. В откровениях, данных еврейскому народу через пророка Моисея, Создатель называл Ковчег местом Своего присутствия, и поэтому для израильтян он являлся величайшей святыней. Филистимляне поместили пленённую реликвию в храме языческого бога Дагона, и... На них обрушился поток бедствий! Статуя идола разрушилась сама собой, города Филистии заполонили мыши, жителей постигла эпидемия кожной болезни. Испуганные филистимляне водрузили Ковчег на повозку, запряжённую молодыми коровами, и отправили в свободное странствие. Животные доставили святыню в иудейский город, стоящий на границе с филистимскими территориями. В Первой библейской книге Царств это селение названо Вефсамис, или, по другому варианту транскрипции, Бейт-Шемеш, что в переводе означает «Дом солнца». Этим топонимом в Священном писании несколько раз именуется город, принадлежащий потомкам Иуды — одного из сыновей праотца Иакова.
Историки пытались найти доказательства реальности существования Вефсамиса. В 1912 году Палестинский исследовательский фонд предпринял археологические изыскания на землях колена Иудина, в тридцати километрах к западу от Иерусалима. Во время раскопок холма Тель-Румейле в долине реки Сорек специалисты обнаружили древнее поселение. Руководитель экспедиции, британский ученый Дункан Маккензи заявил, что с большой долей вероятности найденный город — это библейский Вефсамис!
Комментарий эксперта:
Раскопки проходили в непосредственной близости от арабской деревушки Айн-Шамс. Название, в переводе означающее «глаз солнца», и перекликающееся с библейским топонимом, вдохновило ученых на поиски. И они оказались более чем успешными! Экспедиция Дункана Маккензи обнаружила развалины каменных строений, относящихся к одиннадцатому веку до Рождества Христова — то есть, ко времени событий, описанных в Первой книге Царств. Особенно хорошо сохранились руины жилого дома, состоящего из нескольких комнат, с обширным внутренним двором, вымощенным каменными плитами. Архитектура здания и материалы, из которых оно было построено, оказались сходны с хананейскими. Найденные здесь же осколки керамики ученые идентифицировали, как филистимские. При этом археологи не обнаружили свиных костей, обычно в изобилии присутствовавших на раскопках языческих городов. Данный факт свидетельствовал в пользу предположения, что поселение принадлежало иудеям, для которых свиноводство по закону Моисея было неприемлемым. Иудеи, переселившись из Египта на земли Ханаана, перенимали сложившиеся архитектурные традиции местных народов, воевали с филистимлянами, обмениваясь трофеями, но при этом старались сохранить религиозную идентичность, соблюдая закон Моисея.
Раскопки, начатые в начале двадцатого века, продолжились сто лет спустя. В 2012 году археологи Тель-Авивского университета Цви Ледерман и Шломо Бунимович обнаружили на развалинах Вефсамиса весьма интересный артефакт.
Комментарий эксперта:
Израильские археологи в ходе раскопок Вефсамиса нашли круглую каменную печать диаметром полтора сантиметра с выгравированным на ней рисунком. На гравировке хорошо различимо изображение человека, который вступает в схватку с большим животным семейства кошачьих. Учёные представили находку, как печать Самсона — этот библейский герой, по свидетельству книги Судей, смог голыми руками победить молодого льва. Священный текст сообщает, что Самсон и его родственники жили на границе с филистимлянами, и все подвиги богатыря были связаны с противостоянием этим воинственным соседям. Книга Судей не даёт названия местности, где жил Самсон, но обозначает её, как долину реки Сорек. Именно там археологи и обнаружили остатки древнего иудейского селения, в котором сохранились детали быта хананеев и филистимлян.
Археологические исследования в долине реки Сорек не дали бесспорных доказательств, что открытые из недр холма Тель-Румейле руины принадлежат библейскому Вефсамису. Но представленная учеными картина вполне соответствует рассказу Священного Писания о событиях, которые происходили на земле колена Иудина, у самой границы с Филистией, в одиннадцатом веке до Рождества Христова.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема