Как-то раз пили мы чай после службы в храме. С нами за столом была девушка – волонтер из фонда, безвозмездно помогающего инвалидам. И вот во время беседы один человек, из тех, кто постоянно ищет ответы на всякие заковыристые вопросы про Бога, веру и церковь, спросил у нее: «Вот вы помогаете инвалидам, со светской точки зрения – людям, для жизни в обществе, для свершения дел на благо общества, бесполезным… А зачем инвалиды нужны Богу?» Ну, думаю, сейчас разгорится яростный спор!... Но спора не вышло, девушка ответила спокойно и просто: «Инвалиды нужны нам с вами, здоровым людям. Чтобы о них заботиться. И самим учиться быть людьми».
Действительно, Бог – Отец, люди – Его дети, а любящему Отцу дорог каждый ребенок, тем более – немощный, о котором больше болит сердце, зачем любящей матери больное дитя – вопрос нелепый … А вот нам, обычным людям, которые имеют здоровье и живут, зачастую не замечая его, которые вращаются ежедневно в колесе суеты будничных забот, что ни день – все новых и новых, но в своей материальности однообразных, очень важно не утратить в этой суете память о своем человеческом, то есть – небесном, происхождении. Вступая в сферу по-настоящему человеческого (кто-то еще назовет ее сферой «духовного»), мы понимаем: в наш век можно многое купить за деньги, этот век предоставляет нам огромную сферу услуг для поддержания разных сторон нашей жизни, от фитнеса для тела до фитнеса психологического. Но все-таки есть вещи, которые невозможно приобрести за деньги, и они очень важны. Милосердие, ответственность, любовь, забота – всё то, что можем проявить по отношению к больным и инвалидам, а в основе всего этого – бескорыстие. Прилагая труды в помощь немощным и больным, мы проделываем гигантскую работу прежде всего в себе самих – преодолеваем свою лень, инфантильность, нежелание прислушаться к чужой беде, к душе другого человека, изживаем в себе тщеславное желание гордиться результатами своей деятельности, приобретаем евангельское умение отпустить хлеб свой по водам, давать, не ожидая отдачи, трудиться ради ближнего, не подсчитывая дивидендов. И плоды этой работы – во внешнем мире зачастую невидимы, но для нас самих – первостепенно важны, так мы, разумные человекообразные, учимся быть по-настоящему людьми…
Есть такая старая притча. Один человек просил Бога показать ему, что такое ад, а что такое - рай. Явился человеку ангел и повел его в ад. Смотрит человек: огромный стол, полный яств, сидят за ним люди, но у каждого из них руки не сгибаются в локтях. Пытаются они ухватить еду со стола, но ко рту поднести ее не могут, страдают от голода и невозможности его утолить, кричат и проклинают свою долю… А потом отвел ангел того человека в рай. Там – точно такой же стол, и точно так же у людей руки не гнутся в локтях. Но эти люди радостны: они сыты, потому что научились своими негнущимися руками кормить друг друга. Все мы с вами в жизни в чем-то немощны. И не менее важно, чем получить от кого-то помощь, обрести радость в том, чтоб научиться бескорыстно помогать ближнему.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов