Как-то раз пили мы чай после службы в храме. С нами за столом была девушка – волонтер из фонда, безвозмездно помогающего инвалидам. И вот во время беседы один человек, из тех, кто постоянно ищет ответы на всякие заковыристые вопросы про Бога, веру и церковь, спросил у нее: «Вот вы помогаете инвалидам, со светской точки зрения – людям, для жизни в обществе, для свершения дел на благо общества, бесполезным… А зачем инвалиды нужны Богу?» Ну, думаю, сейчас разгорится яростный спор!... Но спора не вышло, девушка ответила спокойно и просто: «Инвалиды нужны нам с вами, здоровым людям. Чтобы о них заботиться. И самим учиться быть людьми».
Действительно, Бог – Отец, люди – Его дети, а любящему Отцу дорог каждый ребенок, тем более – немощный, о котором больше болит сердце, зачем любящей матери больное дитя – вопрос нелепый … А вот нам, обычным людям, которые имеют здоровье и живут, зачастую не замечая его, которые вращаются ежедневно в колесе суеты будничных забот, что ни день – все новых и новых, но в своей материальности однообразных, очень важно не утратить в этой суете память о своем человеческом, то есть – небесном, происхождении. Вступая в сферу по-настоящему человеческого (кто-то еще назовет ее сферой «духовного»), мы понимаем: в наш век можно многое купить за деньги, этот век предоставляет нам огромную сферу услуг для поддержания разных сторон нашей жизни, от фитнеса для тела до фитнеса психологического. Но все-таки есть вещи, которые невозможно приобрести за деньги, и они очень важны. Милосердие, ответственность, любовь, забота – всё то, что можем проявить по отношению к больным и инвалидам, а в основе всего этого – бескорыстие. Прилагая труды в помощь немощным и больным, мы проделываем гигантскую работу прежде всего в себе самих – преодолеваем свою лень, инфантильность, нежелание прислушаться к чужой беде, к душе другого человека, изживаем в себе тщеславное желание гордиться результатами своей деятельности, приобретаем евангельское умение отпустить хлеб свой по водам, давать, не ожидая отдачи, трудиться ради ближнего, не подсчитывая дивидендов. И плоды этой работы – во внешнем мире зачастую невидимы, но для нас самих – первостепенно важны, так мы, разумные человекообразные, учимся быть по-настоящему людьми…
Есть такая старая притча. Один человек просил Бога показать ему, что такое ад, а что такое - рай. Явился человеку ангел и повел его в ад. Смотрит человек: огромный стол, полный яств, сидят за ним люди, но у каждого из них руки не сгибаются в локтях. Пытаются они ухватить еду со стола, но ко рту поднести ее не могут, страдают от голода и невозможности его утолить, кричат и проклинают свою долю… А потом отвел ангел того человека в рай. Там – точно такой же стол, и точно так же у людей руки не гнутся в локтях. Но эти люди радостны: они сыты, потому что научились своими негнущимися руками кормить друг друга. Все мы с вами в жизни в чем-то немощны. И не менее важно, чем получить от кого-то помощь, обрести радость в том, чтоб научиться бескорыстно помогать ближнему.
Как отличить смирение от безволия. Алёна Боголюбова

Был у меня на работе такой случай: я смирилась с лишением премии. Отказалась бороться за треть своей зарплаты. Понимала, что решение несправедливое, но промолчала. Решила, что это произошло по воле Божьей. Так я себе представляла смирение в начале моего воцерковления. Сейчас, конечно, понимаю, что это была ошибка, но тогда... Тогда меня, по духовной неопытности, бросало в крайности, и эта история — показательная.
Сбой, из-за которого я осталась без премии, произошёл в бухгалтерской программе. Но выяснилось это гораздо позже. И то, никто о нём бы не узнал, если бы я не рассказала о своём в кавычках «подвиге» священнику.
— С чего ты взяла, что это смирение? — с досадой реагировал батюшка. — Да разве так смиряются? Это безволие. Ты просто решила плыть по течению.
То есть, отказ разобраться в обстоятельствах я выдала за упование на Бога. И священник резонно указал мне на ошибку в понимании сути Православия. Он будто встряхнул меня словами о том, что Спаситель не призывал людей быть пассивными.
Но как распознать грань между смирением и безволием? Отвечая на этот вопрос, батюшка обратил моё внимание на то, что я не просто так рассказала об этой истории на исповеди.
— У тебя поэтому и нет мира на душе, что ты поступила не по Божьей воле, — сказал он. — Смущение сопровождается сомнениями. Это и есть сигнал, на который нужно обратить внимание. Когда нет уверенности, как поступить, — нужно молиться и выбирать тот путь, где душа будет спокойна.
После разговора со священником я инициировала служебную проверку. В итоге, наши программисты нашли компьютерную ошибку, которая, к слову, могла повториться с другими людьми. Слава Богу, этого не произошло. Мне выплатили премию, и на душе действительно стало спокойно. Не только потому, что это была солидная часть зарплаты, а скорее потому, что в этом чувствовалось правильность происходящего. Будто я делаю всё именно так, как того хочет Господь.
Эта история научила меня нескольким важным вещам: во-первых, то, что я считаю смирением, — не всегда является таковым; во-вторых, смущение на душе — это сигнал, который помогает принять правильное решение; в-третьих — пренебрегать честно заработанными деньгами также плохо, как быть расточительной. На последнее, кстати, мне также указал священник, напомнив слова Амвросия Оптинского о том, что «безрассудно быть пристрастным к деньгам, и нерассудно пренебрегать ими».
Я поняла, что Бог не хотел лишать меня премии или проверять мою готовность смиряться. Он показал, что смирение — это сила. А плыть по течение — безволие, то есть слабость. И мы, во что бы то ни стало, должны рассуждать и действовать, чтобы сохранить мир в душе. Божий мир.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
13 октября. О подаянии

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад».
О подаянии — игумен Лука Степанов.
Когда говорит Господь о подаянии всякому нуждающемуся, то речь идёт прежде всего о дневном пропитании. Речь не идёт о пожизненном снабжении всякого, кто сказал: «Ну, теперь ты будешь меня кормить». Такого порядка не было заведено ни в монастырях, ни в апостольском собрании.
Напротив, мы знаем слово апостола Петра: «Кто не работает, да не ест в ваших сообществах, но всякому нуждающемуся или голодному поддержать его жизненные силы необходимо тогда, когда у тебя есть эта возможность». Ну, а про практическое исполнение слов о нетребовании назад одолженного скажу следующее: необходимо давать в долг столько, сколько ты не пожалеешь потерять. И сам этой практикой пользуюсь по жизни, когда кто-либо обращается с тревожной и напряжённой просьбой: «Вот мне нужно 40 тысяч, а я обязательно отдам, когда будет у меня, и очень скоро появится эта возможность».
Ни за кем же священник не станет ходить: «Верни мне, верни, что обещал». Поэтому с лёгким сердцем отдаёшь столько, сколько тебе не жалко потерять, со словами: «Вот вам во славу Божию, если это сейчас, возможно, для меня такая милостыня, а уж о возвращении особенно не беспокойтесь».
И тогда вы всё-таки исполняете по мере сил своих и просьбу того, кто за займом к вам обращается, но, при этом предоставляя этот посильный займ, оставляете сердце своё свободным и не будете преследовать этого человека за невозвращённые вовремя деньги.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 октября. О божественной благодати в Православной Церкви

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати».
О божественной благодати в Православной Церкви— священник Николай Дубинин.
Апостол Павел в послании к филиппийцам пишет очень трогательные вещи, потому что он бесконечно любит (это видно из послания) свою филиппийскую общину. Это его последнее обращение к ним, он чувствует, что скоро разрешится от плоти этой земной, и даже говорит о том, что уже желает скорее увенчаться в Царстве Божьем.
И вот он призывает в этом послании ко многим вещам, которые нам следовало бы перечитывать и применять к себе и к своей духовной жизни. В частности, он говорит: «Несмотря на мои узы, на моё заключение, я имею вас всех в своём сердце и с любовью о каждом из вас думаю, и также призываю быть соучастниками той благодати, которую я сам получил».
Это означает, что мы должны жить единой церковной общиной, что не бывает так: вот есть батюшки, пастыри или архипастыри, а есть мы. В сознании апостола Павла мы все — одно целое, и мы все едины.
Помоги Господь всем нам не растерять это чувство.
Апостол Павел драматично перед своей смертью как бы призывает, в том числе и нас с вами, братья и сестры, воспринимать себя внутри большой семьи, которая есть Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема