Зачем епископу жезл со змеями - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Зачем епископу жезл со змеями

* Поделиться

Фото: свящ. Игорь Палкин / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

В Православной Церкви есть три вида или степени служения: диакон, священник и епископ. У каждой степени служения есть свои обязанности. Высшим видом служения в Православной Церкви считается епископское служение. Епископы являются преемниками учеников Христа — апостолов. Только епископ имеет право поставлять в Церкви новых диаконов и священников.

Епископа довольно легко узнать по его внешнему виду. Только он имеет право носить на груди поверх одежды икону Богородицы. Эта икона висит на цепочке и называется «панагией», что с греческого переводится как «всесвятая». Так традиционно именуется в Церкви Богоматерь Мария.

Еще одним символом епископского служения является посох. Посох — очень древний символ и обозначает власть, которой епископ обладает. Само слово «епископ» с греческого переводится как «надзирающий». «Надзирающим» в древности именовали пастуха, который следит за овцами и оберегает их от волков и других хищников. У пастуха, что в древности, что в наши времена, в руках имеется посох, которым он управляет стадом и отгоняет им хищников.

В церковной традиции епископ часто именуется пастырем, то есть пастухом. А потому в его руках и находится посох. Вне богослужения епископ ходит с простым посохом — палкой с украшенным навершием. В древности этот посох имел сугубо практическое значение. Епископ часто передвигался пешком и посох помогал ему преодолевать дорогу. Сегодня — это скорее дань традиции.

На богослужение епископ тоже приходит с посохом. Только другой формы. Он значительно более украшен. С 15 века богослужебный посох епископа приобрел очень интересный вид. Он представляет собой высокую палку в виде двух извивающихся змей. Главы этих змей находятся сверху посоха и обращены друг ко другу. Между змеиными головами находится крест. Епископ, когда облокачивается на посох, берет змей за головы.

На православном востоке змей традиционно являлся символом диавола, которого победил Христос. Одновременно змея традиционно считалась символом мудрости. Так епископский посох совместил в себе сразу два символа. С одной стороны, он обозначает, что епископ должен обладать мудростью подобно змее. С другой стороны, епископ, опирающийся на посох и захватывающий при этом главы змей на навершии посоха, становится символом Христа, победившего диавола — «хитрого змея», как того именует Библия.

Все выпуски программы Вселенная православия

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем