
Фото: свящ. Игорь Палкин / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
В Православной Церкви есть три вида или степени служения: диакон, священник и епископ. У каждой степени служения есть свои обязанности. Высшим видом служения в Православной Церкви считается епископское служение. Епископы являются преемниками учеников Христа — апостолов. Только епископ имеет право поставлять в Церкви новых диаконов и священников.
Епископа довольно легко узнать по его внешнему виду. Только он имеет право носить на груди поверх одежды икону Богородицы. Эта икона висит на цепочке и называется «панагией», что с греческого переводится как «всесвятая». Так традиционно именуется в Церкви Богоматерь Мария.
Еще одним символом епископского служения является посох. Посох — очень древний символ и обозначает власть, которой епископ обладает. Само слово «епископ» с греческого переводится как «надзирающий». «Надзирающим» в древности именовали пастуха, который следит за овцами и оберегает их от волков и других хищников. У пастуха, что в древности, что в наши времена, в руках имеется посох, которым он управляет стадом и отгоняет им хищников.
В церковной традиции епископ часто именуется пастырем, то есть пастухом. А потому в его руках и находится посох. Вне богослужения епископ ходит с простым посохом — палкой с украшенным навершием. В древности этот посох имел сугубо практическое значение. Епископ часто передвигался пешком и посох помогал ему преодолевать дорогу. Сегодня — это скорее дань традиции.
На богослужение епископ тоже приходит с посохом. Только другой формы. Он значительно более украшен. С 15 века богослужебный посох епископа приобрел очень интересный вид. Он представляет собой высокую палку в виде двух извивающихся змей. Главы этих змей находятся сверху посоха и обращены друг ко другу. Между змеиными головами находится крест. Епископ, когда облокачивается на посох, берет змей за головы.
На православном востоке змей традиционно являлся символом диавола, которого победил Христос. Одновременно змея традиционно считалась символом мудрости. Так епископский посох совместил в себе сразу два символа. С одной стороны, он обозначает, что епископ должен обладать мудростью подобно змее. С другой стороны, епископ, опирающийся на посох и захватывающий при этом главы змей на навершии посоха, становится символом Христа, победившего диавола — «хитрого змея», как того именует Библия.
Все выпуски программы Вселенная православия
21 июня. Об истории Ярославской Иконы Божией Матери

Сегодня 21 июня. Церковь чтит Ярославскую Икону Божией Матери.
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Образ Ярославской Пресвятой Богородицы был явлен во времена монголо-татарского ига на нашем благословенном севере, где просияла эта икона.
Эта икона относится к типу богородичных икон «Умиление», где младенец умилительно прижимается щекой ко щеке Пресвятой Девы, нежно прикасается к ней руками, и она поддерживает его руку. Этот образ явился утешением нашему народу в эти лютые годы ига монголо-татарского и освящал собой наши ярославские земли.
Сохранился до сих пор в Троице-Сергиевой лавре один из списков древнейших — 1500 года, а та самая икона была принесена Василием и Константином, благоверными князьями, в Ярославль, и в честь неё и поныне один из храмов освящённых почитается как древнейший и благодатный.
В Смутное время именно с молитвой перед этой иконой формировалось народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского, и впоследствии начало правления дома Романовых также связано с этой иконой, поскольку Ярославль стал первым градом, встретившим юного, тогда только что избранного на престол, князя Михаила Федоровича Романова.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 июня. О Суворовском музее в Санкт-Петербурге

Сегодня 21 июня. В этот день в 1901 году был торжественно заложен Суворовский музей в Санкт-Петербурге.
О нём рассказывает протоиерей Василий Гелеван.
Закладка музея произошла в 1901 году. Средства на строительство собирали в прямом смысле всем миром. И не только военнослужащие, но люди всех сословий, неравнодушные к подвигу великого русского полководца.
В 1914 году, ровно в день 170-летия Суворова, в присутствии императора Николая II торжественно состоялось открытие музея.
В советское время музей функционировал, но акцент был не столько на личности самого Суворова, сколько на отделе воспитания духа патриотизма в обществе. И только в 1991 году музею возвратили его историческое значение. Он снова стал именоваться Мемориальным музеем.
Сегодня музей осуществляет выставочную работу и издаёт научный сборник «Суворовские чтения».
Все выпуски программы Актуальная тема
21 июня. О грехе

В 3-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Все согрешили и лишены славы Божией».
О грехе — протоиерей Михаил Самохин.
Толкуя этот стих святого апостола, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не говори мне: тот — еллин, тот— скиф; все находятся в одном и том же положении. Хотя ты получил закон, но научился из закона только тому одному, как узнавать грех, а не как избегать его. Потом, чтобы не сказали: хотя и мы и грешим, но не так, как язычники, апостол присовокупил:и лишены славы Божией. Таким образом, хотя ты грешил и не одинаково с остальными, однако и ты лишаешься славы, ведь и ты из числа оскорбивших Бога, а оскорбитель принадлежит не к прославляемым, но к посрамленным».
Удивительно, как легко мы оправдываем собственные грехи, строго осуждая прегрешения ближних. Апостол Павел и святитель Иоанн напоминают нам о том, что, делая так, мы уподобляемся хромым, смеющимся над слепыми. Все мы согрешили, и после грехопадения прародителей охотнее стремимся ко греху, чем к святости.
Но и в этой ситуации апостол утешает нас, напоминая, что человеколюбивый Бог подает нам оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе. То есть Господь готов спасти и нас, грешников, если мы действительно этого захотим и начнем стараться жить по Его заповедям.
Все выпуски программы Актуальная тема