
Фото: свящ. Игорь Палкин / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
В Православной Церкви есть три вида или степени служения: диакон, священник и епископ. У каждой степени служения есть свои обязанности. Высшим видом служения в Православной Церкви считается епископское служение. Епископы являются преемниками учеников Христа — апостолов. Только епископ имеет право поставлять в Церкви новых диаконов и священников.
Епископа довольно легко узнать по его внешнему виду. Только он имеет право носить на груди поверх одежды икону Богородицы. Эта икона висит на цепочке и называется «панагией», что с греческого переводится как «всесвятая». Так традиционно именуется в Церкви Богоматерь Мария.
Еще одним символом епископского служения является посох. Посох — очень древний символ и обозначает власть, которой епископ обладает. Само слово «епископ» с греческого переводится как «надзирающий». «Надзирающим» в древности именовали пастуха, который следит за овцами и оберегает их от волков и других хищников. У пастуха, что в древности, что в наши времена, в руках имеется посох, которым он управляет стадом и отгоняет им хищников.
В церковной традиции епископ часто именуется пастырем, то есть пастухом. А потому в его руках и находится посох. Вне богослужения епископ ходит с простым посохом — палкой с украшенным навершием. В древности этот посох имел сугубо практическое значение. Епископ часто передвигался пешком и посох помогал ему преодолевать дорогу. Сегодня — это скорее дань традиции.
На богослужение епископ тоже приходит с посохом. Только другой формы. Он значительно более украшен. С 15 века богослужебный посох епископа приобрел очень интересный вид. Он представляет собой высокую палку в виде двух извивающихся змей. Главы этих змей находятся сверху посоха и обращены друг ко другу. Между змеиными головами находится крест. Епископ, когда облокачивается на посох, берет змей за головы.
На православном востоке змей традиционно являлся символом диавола, которого победил Христос. Одновременно змея традиционно считалась символом мудрости. Так епископский посох совместил в себе сразу два символа. С одной стороны, он обозначает, что епископ должен обладать мудростью подобно змее. С другой стороны, епископ, опирающийся на посох и захватывающий при этом главы змей на навершии посоха, становится символом Христа, победившего диавола — «хитрого змея», как того именует Библия.
Все выпуски программы Вселенная православия
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











