
Наталия Лангаммер
В 1998 году я закончила факультет журналистики МГУ. Журфак — особенный факультет. Со второго курса начинается практика. Собственно, стать журналистом можно только практикуясь.
Журфак прежде был кафедрой филологического факультета. И базовые предметы здесь — это литература; древнерусская, античная, зарубежная. А еще — история русской журналистики, все эти толстые журналы 19-го века. И конечно, сам русский язык. Все это преподавали легендарные педагоги.
На первом курсе мы буквально жили в читальном зале. Сотни книг, десятки томов, килограммы тетрадей с конспектами. Плюс английский, теория журналистки, экономика.
На втором курсе мы, честно говоря, стали пропускать некоторые занятия, потому что устроились практикантами в редакции разных изданий.
На третьем курсе многие уже работали как корреспонденты или редакторы. К четвертому курсы уже были в штате. А к пятому курсу журфака... Случалось и не помнили некоторых второстепенных предметов, по которым предстоял экзамен.
Лично меня тогда радовала начавшаяся карьера на телевидении. А учеба... Ходила на лекции по основным предметам. Дополнительные часто пропускала.
Иногда мы сдавали их, делясь знаниями друг с другом прямо перед зачётами, быстро прочитывали основные главы учебника, изучали конспекты сокурсников. Благо, журналисты натренированы оперативно поглощать и перерабатывать объёмы информации.
И вот, диплом! Всё сдано, всё освоено! Оценки хорошие! Зачёты и экзамены позади. Так мне казалось.
Только вскоре стали сниться сны, в которых я бегу в учебную часть, потому что вспоминаю, что пропустила семестр занятий. И вообще, погрузившись в работу на телевидении, забыла, какие дисциплины есть на этом курсе журфака.
Я просыпалась буквально в холодном поту. Но вспоминала, что в ящике стола лежит мой диплом. Лежит. Значит, меня не отчислили. Я все сдала, ВУЗ закончила.
И правда ведь сдала. Если бы не добрала знаний перед каждым из зачетов, я бы их не осилила. Вот только халатный подход ветреного молодого возраста, нанес мне самой душевную травму. Да, я училась, но важнее тогда казалась работа. Фокус внимания был на другом.
Снова и снова во снах я обнаруживала, что забыла сдать какой-то предмет или просрочила сдачу, бежала проверять, не отчислена ли? И опять, просыпаясь, с облегчением вспоминала, что диплом есть.
Так продолжалось с разной периодичностью много лет. До того момента, пока я не осознала свое невнимание к учебе как грех нерадения. И не пошла его исповедать. Только после исповеди муки совести прекратились.
Грехи наносят раны душе. И в моем случае никакие самоубеждения, что это все смешно, что было давным-давно, помогали. Только покаяние смогло эти раны уврачевать. Грех остается грехом, какой бы срок давности у него ни был.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 98 зач., VIII, 22-27.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Насколько хорошо или, наоборот, плохо то или иное дело, можно понять по его конечным результатам. Какие конкретные плоды принёс реализованный на практике замысел? Вот и о христианстве стоит судить по тому, что оно дало человечеству. И дары эти поистине щедры и огромны. Об этом в послании к Римлянам рассуждает апостол Павел. Отрывок из 8-й главы послания к Римлянам читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 8.
22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.
24 Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?
25 Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.
26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
27 Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.
Христианство возникло в эпоху поздней античности — во время заката греко-римской цивилизации, которая к моменту Рождества Спасителя исчерпала свои культурные и религиозные ресурсы. Всё меньшее количество жителей Римской империи верило в существование античных богов, а мифы о них воспринимало как обычные сказки. В обществе процветали нигилизм и безбожие. Разочарованные в своих идолах граждане Рима стремились найти какое-либо утешение. Чаще всего они желали заполнить душевную пустоту, предаваясь различным порокам и греховным удовольствиям. Впрочем, всё перечисленное не могло заглушить тревогу в душе при мысли о смерти.
Пришествие Христа изменило всё и вдохнуло жизнь в умиравшую греко-римскую цивилизацию, наполнило её совершенно иным содержанием. Главную роль в проповеди христианства язычникам сыграли ученики Спасителя, святые апостолы. Путешествуя по городам империи, они рассказывали их жителям об учении Христа, Его смерти на кресте и чудесном воскресении из мёртвых. Некоторые апостолы в дополнение к устной проповеди составляли послания, адресованные или конкретным лицам, или целым христианским общинам. К примеру, апостол Павел в 58-м году направил обширное послание христианам Рима. В этом послании он объясняет бывшим язычникам основы учения Христа, а также показывает, насколько христианство превосходит все прочие религии.
Это превосходство выражается в подвиге Христа Спасителя. Сын Божий Иисус Христос принял человеческое естество и принёс Себя в жертву за всех людей. Умерев на кресте, Христос воскрес на третий день и затем вознёсся на Небо. Православная Церковь верит, что Спаситель воскрес в теле и в теле взошёл на Небеса. Таким образом, человеческое естество через Христа теперь освящено присутствием в Царстве Божием.
В прозвучавшем отрывке из послания к римлянам апостол Павел, прямо утверждает, что благодаря подвигу Спасителя люди получили возможность достичь приобщения Богу и, соответственно, являются чадами Божиими. Павел, сравнивая состояние людей до Жертвы Христа и после Неё, говорит, что до пришествия Спасителя человечество находилось в состоянии рабства греху, постоянного страха перед злыми силами. Христос не только освободил людей, но и сделал их любимыми чадами Божиими. Павел особенно подчёркивает, что теперь мы можем молиться Господу и называть его Отцом. Этому научил людей Сам Христос, дав им молитву-образец, которая начинается со слов «Отче наш».
В прозвучавшем отрывке апостол Павел также призывает своих читателей задуматься ещё над одним важным аспектом. Если те, кто принимает крещение, являются чадами Божиими, то они могут стать и наследниками Бога. Наследниками в смысле получения благих плодов подвига Христа. В первую очередь, наследниками Бога являются святые. Живя с горячей верой в сердце и следуя заповедям, они получают от Спасителя не только благодатную силу творить чудеса, исцелять болезни, предвидеть будущее. Но и в ряде случаев значительно более важные дары: терпеть, надеяться, любить, прощать, примирять. Святые являются по-настоящему счастливыми людьми. Их души свободны от греховной тьмы, гнетущих тревоги и тоски. Святые постоянно ощущают близость Бога, Который делает их жизнь полной и радостной, чего так не хватало античным язычникам до встречи со Христом. По мысли апостола Павла, к состоянию святости призван каждый православный христианин, которой с помощью Божией он может достичь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем маме и семерым детям обрести свой дом

Артёму 12 лет, он живёт в одном из сёл Луганской народной республики, и мечтает стать профессиональным футболистом. Вечерами, после школы, подросток тренируется с мальчишками на поле рядом с домом. И его старания не проходят зря – он уже выиграл две медали на региональных школьных соревнованиях. Подросток стремится к тому, чтобы в будущем его увлечение стало полноценной работой. Благодаря которой он сможет финансово поддерживать свою большую семью.
У Артёма есть два брата и четыре сестры. Их всех воспитывает одна мама, Виктория. Женщина дважды была замужем, но оба супруга скончались. Поэтому теперь все заботы о детях легли на её плечи. Ребята дружно поддерживают маму. Артём, как самый старший из мальчишек, может что-то починить в доме. Девочки следят за чистотой, учатся печь пироги и помогают заботиться о младших. А мама Виктория старается дать своим детям всё необходимое для жизни, наполнить их дни любовью и радостью, поддержать в стремлениях. К примеру, старшая Маша, не без маминого участия, стала интересоваться садоводством. В будущем она планирует выращивать редкие и красивые цветы.
Так случилось, что у этой большой и дружной семьи нет собственного жилья. Сейчас они живут в пристройке, которую им временно предоставили добрые люди. У Виктории есть материнский капитал и небольшие накопления, но на покупку надёжного дома этой суммы недостаточно.
Чтобы семья не осталась на улице, фонд «Ясное дело» взял их под свою опеку. Его команда поможет дособрать необходимую сумму, найти и приобрести дом в Луганской области. Поддержать Викторию и её семерых детей можете и вы, для этого переходите на сайт фонда «Ясное дело».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Заповеди блаженства о кротких и алчущих правды». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя и значении заповедей блаженства: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» и «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена историческому контексту Нагорной проповеди;
Вторая беседа со священником Анатолием Правдолюбовым была посвящена заповедям блаженства о нищих духом и плачущих.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер