Расскажу еще о колоколах наших, Андреевских. Хороши они! Ну, что поделать? — Хороши. Поют. Взять хоть звон к Евхаристическому канону — двенадцать ударов в самый большой благовестник. Звоним ежедневно. И жду этого звона со сладкой тревогой, и слушаю его с упоением.
Как только заканчивается «Херувимская», отряжаю помощника на колокольню: пока дойдет, заберется, как раз и звонить настанет время. А сам стою у дверей на южную галерею и слушаю течение службы, когда возгласит диакон «Двери! Двери! Премудростию вонмем!» Вот тут и надо начинать звон. Почему именно в этот момент? — Да потому что двенадцать ударов соответствуют двенадцати членам Символа веры. Синхронность момента достигается современными методами: звонком на мобильник помощнику звонаря.
И вот первый удар! Звук льется, тянется, обволакивает, занимает всё пространство Подворья и стоит, не затухая. Второй удар... третий... Я приоткрываю дверь в галерею, чтобы все в храме слышали уставный звон. Слышны и обертоны! Невероятно!
Вот последний удар пролился в Подворье. Тишина еще не скоро наступит... Но как удается такое звучание колокола? Много причин тому. Здесь и качество отливки при строжайшем соблюдении технологии, и, может быть, не главный, но очень важный момент: язык. Конструкция языка отличается в Андреевских колоколах от традиционной для российских. В российском колоколе язык заканчивается так называемым «яблоком», то есть шаром, который и ударяет о стенку колокола. В немецких же колоколах язык не заканчивается «яблоком», но продлевается неким «стаканом» из той же мягкой стали. Для чего это нужно? — Для того, чтобы сместить центр тяжести от «яблока» вниз, и тогда удар станет мягче. Кому посчастливится подняться на Андреевскую колокольню, тот убедится воочию в том, что я говорю. Традиция делать такие языки идет с запада и призвана смягчать удары языка о стенки качающегося колокола. У нас колокола не качаются, а звук становится мягче и теплее... Но что говорить? Это надо послушать!
16 октября. О жизни христианина

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Живите достойно благовествования Христова».
О жизни христианина — священник Захарий Савельев.
Достойность жизни христианина сообразуется с текстом Священного Писания: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен». Нет предела совершенству для каждого из нас.
Каждый человек призван Богом к тому, чтобы в своей жизни следовать двум самым главным заповедям: «Возлюби Господа Бога твоего всем твоим сердцем и возлюби ближнего твоего». И в общем-то, даже десять заповедей, которые мы с вами знаем из Ветхого Завета, могут также быть распределены на те, которые относятся к Богу, и на те, которые относятся к человеку.
Ну и, безусловно, конечно, духовная жизнь — это единое пространство, поэтому и одни, и другие заповеди могут быть отнесены и к любви божественной, и к любви человеческой. Поэтому каждому человеку необходимо следить за своей совестью: обличает ли она его или нет. Многие из нас умрут с теми грехами, в которых каются сейчас при жизни. Но это не означает, что следование по этому пути нужно оставить и забыть его. Нет.
Каждому человеку необходимо следовать за Спасителем, каждому человеку необходимо бороться со своими грехами, своими страстями и, конечно, согласно словам апостола Павла, сообразовывать свою жизнь с благоствованием Христовым.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 октября. Об истории Трубчевской Иконы Божией Матери

Сегодня 16 октября. Церковь чтит Трубчевскую Икону Божией Матери.
О её истории — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Образ Пресвятой Богородицы, именуемый Трубчевским, известен своим происхождением из одноимённого города Орловской губернии — Трубчевска. Особо почитается эта икона в Троице-Скановом женском монастыре, расположенном недалеко от города Наровчата Пензенской области. Божьей Матери приписывают заступничество от эпидемий холеры 1831 и 1848 годов, происходивших через чтимую икону, которую обносили вокруг города крестным ходом.
Почитание Трубчевской иконы было так велико, что по желанию местных жителей её приносили в дома и совершали перед ней богослужения. Да и в сам монастырь стекались богомольцы, стремившиеся припасть к образу Царицы Небесной. В настоящее время в Троице-Скановой обители ведётся запись случаев помощи свыше, подаваемой обращающимся к Божьей Матери перед её иконой.
Умилительный образ Богоматери снабжён стихами, посвящёнными Деве Марии, среди которых есть такие слова: «Мать и с Сыном о том беседует, да всякий верный в небе царство наследует. Богородице Дева Пресвятая, спаси от бед и дашь нам всем благая». Будем и мы обращаться к Матери Божьей, да подаст и нам Она великую милость.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 октября. О земном и небесном хлебе

Сегодня 16 октября. Международный день хлеба.
О земном и небесном хлебе — протоиерей Михаил Самохин.
Даже в атеистическом советском государстве часто звучала фраза «Хлеб — всему голова». Сейчас, когда мы вновь свободно исповедуем Господа и Спасителя Христа, почти каждому нашему слушателю знакомы слова молитвы «Отче наш», которую нам дал сам Господь, и где мы также просим у Небесного Отца именно хлеба на сегодняшний день.
И всё же хлеб для православного христианина ещё важнее. «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».
Читаем и в Евангелии от Иоанна: «Хлеб становится плотью для того, чтобы мы имели жизнь вечную, изменив свою природу через причастие этой плоти, смогли войти в Царствие Небесное». Праведный Иоанн Кронштадтский отмечает, как ясно учение о необходимости и действительности причащения христиан под видами хлеба и вина истинного Тела и Крови Христовых. Действительно, всё открыто и ясно. Никто не препятствует нам причащаться Телу и Крови Спасителя, кроме наших грехов и нашей лени.
Будем же стараться преодолевать их и вкушать хлеба живого, самого Христа, во исцеление души и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема