Адрес: ул. Гончарная, 6
Храмы Никиты Мученика (кстати, существуют и Никитские монастыри) посвящены язычнику, уверовавшему в Христа, проповедовавшему Христову веру и принявшему мученическую кончину. История для 4-го века типичная, но оттого не менее трагическая.
Один из Храмов Никиты Мученика стоит в Москве на так называемой Швивой горке. Это Таганский холм близ слияния Яузы и Москва-реки.
Необычно название – Швивая горка – породило и многие толкования.
Однако ученые склоняются к мнению, что слово «Швивая» происходит от искаженного слова «ушь» - то есть колючая, тернистая, сорная растительность.
Первое упоминание о церкви датируется 1476 годом. Скорее всего, церковь была деревянной. А вот в летописи 1533 года есть рассказ о том, как удар молнии проломил стену церкви. И, видимо, она уже была каменной, поскольку ничего не сказано о пожаре, который после такого происшествия должен бы был случиться.
Если верить вкладной плите, то существующий ныне каменный храм был построен в 1595 году «московским торговым человеком Саввой Емельяновым, сыном Вагиным». Но ряд признаков указывает на то, что храма возводился не с нуля, а перестраивался.
Почти сто лет спустя, в конце 17-го века к храму пристроили очень красивую шатровую колокольню и придел Благовещения Пресвятой Богородицы, трапезную и северный портал.
В середине 18-го века соорудили придел преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского и главный иконостас. Оригинальная особенность храма - открытая галерея-гульбище. С нее ранее открывался прекрасный вид на Москву-реку и Кремль (сейчас этот вид закрывает одна из «сталинских высоток»).
В конце века 19-го с северо-западной стороны, по проекту архитектора А. М. Попова, соорудили чрезвычайно редкий для Москвы придел святой равноапостольной княгини Ольги с отдельным входом.
Храм закрыли в 1936 году. А от полного сноса его спасло вмешательство общественности. В середине 1950-х годов храм аккуратно реставрировали. А в 1991 году передали Русской Православной Церкви.
В 1992 году этот храм стал подворьем (московским представительством) Афонского Пантелеймонова монастыря.
Контакты: храма Никиты Мученика на Швивой горке за Яузой (Афонское подворье)
Адрес: ул. Гончарная, 6
от метро «Таганская-кольцевая» менее 10 минут пешком.
Схема проезда:
Две девочки

Фото: Ilse Orsel / Unsplash
Жила-была девочка. Однажды послала её мать в лес копать дикий батат. Девочка взяла лопату, плетёнку, пошла в лес и забралась в глухую чащу. В чаще было гнездо белых термитов, и в нём глубокая нора. Стала девочка около этого гнезда искать батат, лопата у неё соскочила с черенка и угодила прямо в нору.
Девочка бегала-бегала вокруг, никак лопату достать не может, стала звать на помощь.
Вдруг из густых зарослей вылез лев — царь зверей, старый-престарый.
— Девочка, я слышал, ты звала на помощь, — говорит он. — Я готов помочь тебе — достану лопату. Но ты должна полечить мои нарывы на спине. Другой благодарности мне не надо.
— Ах, дедушка! Вы мне только достаньте лопату, я всё для вас сделаю.
Достал лев лопату и стал ожидать, исполнит ли девочка своё обещание. А девочка оторвала кусок от своей юбки, нашла лечебной травы и стала привязывать её к больным местам на спине льва
Как только закончила она своё дело, лев вдруг преобразился, шерсть его заблестела. Он словно помолодел на несколько лет! Говорит тогда лев девочке:
— Давай свою бамбуковую плетёнку, я тебе батата хорошего насыплю.
Девочка подала бамбуковую плетенку, а лев тайком насыпал её доверху чистым золотом и серебром, потом закрыл плотно и говорит:
— Ну, бери свою плетёнку и ступай домой. Вернёшься, позови родителей, братьев и сестёр и тогда уж открывай.
Поблагодарила девочка льва, распрощалась с ним, пришла домой, позвала родителей, сестёр, братьев и открыла плетёнку. Глядь, а в ней золото и серебро так и сверкают!
Не прошло и нескольких дней, как об этом происшествии узнала соседка, у которой тоже была дочка. Стала она бранить-стыдить свою дочь:
— Посмотри на других! Из лесу золото-серебро плетёнками таскают, сестёр-братьев одаривают. А ты ничего, кроме диких бататов, не находишь. Бери лопату, ступай к гнезду белых термитов и делай всё, как соседская девчонка.
Пошла соседская дочь в лес. Забросила она лопату в нору и стала умолять льва помочь ей, обещала любые его желания исполнить.
Достал лев лопату, а в благодарность попросил очистить его нарывы.
— Не могу, дедушка. Твоя шкура неприятно пахнет, — говорит соседская дочка. — Я до неё даже дотрагиваться не хочу.
— Ну, что же, — сказал лев. — Ладно, давай-ка свою бамбуковую плетёнку, я положу тебе кое-чего...
Девочка скорее протянула ему плетёнку. Наложил лев в плетёнку камней и говорит:
— Ступай домой, позови мать, а потом открывай плетёнку.
Обрадовалась девочка. Прибежала домой, еле дотащила своё богатство, позвала мать. Открыли они плетёнку, хотели золото и серебро делить, а там камни лежат.
А царь зверей наконец-то узнал, что такое человечность. Под этим словом подразумевается милосердие и сострадание к тому, кто нуждается в помощи, и это — куда дороже золота и серебра.
(по мотивам камбоджийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема