Адрес: ул. Гончарная, 6
Храмы Никиты Мученика (кстати, существуют и Никитские монастыри) посвящены язычнику, уверовавшему в Христа, проповедовавшему Христову веру и принявшему мученическую кончину. История для 4-го века типичная, но оттого не менее трагическая.
Один из Храмов Никиты Мученика стоит в Москве на так называемой Швивой горке. Это Таганский холм близ слияния Яузы и Москва-реки.
Необычно название – Швивая горка – породило и многие толкования.
Однако ученые склоняются к мнению, что слово «Швивая» происходит от искаженного слова «ушь» - то есть колючая, тернистая, сорная растительность.
Первое упоминание о церкви датируется 1476 годом. Скорее всего, церковь была деревянной. А вот в летописи 1533 года есть рассказ о том, как удар молнии проломил стену церкви. И, видимо, она уже была каменной, поскольку ничего не сказано о пожаре, который после такого происшествия должен бы был случиться.
Если верить вкладной плите, то существующий ныне каменный храм был построен в 1595 году «московским торговым человеком Саввой Емельяновым, сыном Вагиным». Но ряд признаков указывает на то, что храма возводился не с нуля, а перестраивался.
Почти сто лет спустя, в конце 17-го века к храму пристроили очень красивую шатровую колокольню и придел Благовещения Пресвятой Богородицы, трапезную и северный портал.
В середине 18-го века соорудили придел преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского и главный иконостас. Оригинальная особенность храма - открытая галерея-гульбище. С нее ранее открывался прекрасный вид на Москву-реку и Кремль (сейчас этот вид закрывает одна из «сталинских высоток»).
В конце века 19-го с северо-западной стороны, по проекту архитектора А. М. Попова, соорудили чрезвычайно редкий для Москвы придел святой равноапостольной княгини Ольги с отдельным входом.
Храм закрыли в 1936 году. А от полного сноса его спасло вмешательство общественности. В середине 1950-х годов храм аккуратно реставрировали. А в 1991 году передали Русской Православной Церкви.
В 1992 году этот храм стал подворьем (московским представительством) Афонского Пантелеймонова монастыря.
Контакты: храма Никиты Мученика на Швивой горке за Яузой (Афонское подворье)
Адрес: ул. Гончарная, 6
от метро «Таганская-кольцевая» менее 10 минут пешком.
Схема проезда:
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема












