Есть такое понятие — контркультура. Это культура, построенная на отрицании ценностей, преобладающих в обществе. Классический пример — хиппи 70-тых годов прошлого века, отвергающие ценности успеха, достатка, карьеры, семейной жизни. Пока родители в аккуратных костюмчиках шли в церковь, их чада бесновались на рок-концерте. До них были битники, после них — панки, металлисты, готы... молодым людям, которые находят мир взрослых невыносимо лицемерным и угнетающим, хочется побунтовать.
Долой систему! - восклицают бунтари (чаще юные, но не только). Это — довольно старое явление, и мы хорошо знаем, чем все заканчивается. Встраиванием в ту самую систему, против которой поднимался бунт. Рынок реагирует моментально — и выдает на прилавки соответствующие фенечки и наряды, записи контркультурных групп, шоу-бизнес тут же проглатывает и переваривает лидеров протеста — да они и не возражают.
Вызов, брошенный «системе» оказывается чем-то, происходящим внутри той же самой системы. Все попытки «думать вне ящика» происходят внутри этого ящика.
Но есть то, что действительно бросает вызов «системе» на самом глубоком уровне. Это Евангелие.
Христианская этика отвергает две самые глубокие страсти, которые господствуют в мире — половую невоздержанность и насилие. Обе они имеют один и тот же корень — восприятие ближнего в качестве объекта, который может быть использован для удовлетворения своих желаний, или устранен, если он этим желаниям мешает. Мир ломится в двери Церкви с требованием благословить его блуд и его насилие. На западных христиан больше наседают с требованиями благословить блуд — в первую очередь, противоестественный, но, там где благословляют его, не имеют причин возражать против какого бы то ни было блуда вообще.
У нас, в восточной Европе, мир больше требует насилия, называя его «борьбой со злом», «патриотизмом» или «священным долгом».
Это давление со стороны мира является настолько мощным, настолько оглушительным, настолько всепроникающим, что многие христиане прогибаются. Нет недостатка в богословах, которые всегда готовы разъяснить несколько шокированным единоверцам, что блуд или убийство, на самом-то деле, это такое проявление любви Христовой.
Но Евангелие говорит «нет» - и остается глубоко контркультурным, бросающим вызов, идущим наперекор миру сему. Если Вы действительно решили взбунтоваться против этого мира — держитесь за слово Божие.
12 мая. О подвиге преподобного Нектария Оптинского

Сегодня 12 мая. День памяти преподобного Нектария Оптинского, отошедшего ко Господу в 1928 году.
О его подвиге — протоиерей Владимир Быстрый.
С юных лет он стремился к духовной жизни. В 29 лет, уже будучи взрослым человеком, оставил мир и пришел в Оптину пустынь, знаменитый центр русского старчества, где наставниками его стали великие подвижники — преподобный Амвросий Оптинский и преподобный Анатолий Зерцалов. Жизнь в монастыре Нектарий начал с самых скромных послушаний. Трудился в пекарне, ухаживал за садом, носил воду. Его смирение и кротость поражали даже братьев. 20 лет он прожил в полузатворье, не разговаривая ни с кем из монахов, кроме духовника. Он имел благословение от старцев на юродство. А в 1912 году Оптинская братия избрала Нектария старцем, братским духовником, и он стал преемником Оптинских старцев. Он обладал даром прозорливости, предвидел судьбы людей и грядущие испытания России, всегда призывал к надежде. Сквозь тьму богоотступничество воссияет свет Христовой истины. К нему приезжали не только простые крестьяне, но и выдающиеся деятели культуры. Константин Леонтьев, художник Александр Болотов, актер Михаил Чехов. Ко Господу отошел преподобный Нектарий 12 мая 1928 года. В 2000 году он был прославлен в лике святых. Его жизнь напоминает, что даже в самые мрачные времена свет Христовой любви не угасает. Как говорил сам старец, любите Бога и ближних. В этом вся наука. А там, где любовь, там и Бог. Его наследие — это урок стойкости, милосердия и веры, который способно преобразить даже эпоху безверия.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 мая. О личности и трудах Виктора Григоровича

Сегодня 12 мая. В этот день в 1815 году родился филолог и славист Виктор Иванович Григорович.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Исключительно добрый, застенчивый, скромный человек, никогда не выставлявший своего имени и умевший всегда отдавать преимущество собеседнику. Он любил церковно-славянский язык и говорил о том, что язык Матери Церкви является объединяющим началом для всего православного славянства. Путешествуя по европейской части Турции, вникая в памятники филологической культуры южного славянства, особенно подробно занимаясь сербским славянством и его литературными памятниками, Виктор Иванович Григорович оставил после себя ценные труды, весь пафос которых заключается, как и в поэтическом наследии Фёдора Ивановича Тютчева, в желании обновить связи и сплотить православное славянство Европы и России, как имеющего единый духовный корень в православной культуре. Отдавая дань этому замечательному труженику российской филологической науки, помолимся, да упокоит Господь раба Божьего Виктора! И пусть его молитвами славянство, сегодня забывающее о своих корнях, восстановит попранное единство поместных православных церквей!
Все выпуски программы Актуальная тема
12 мая. О важности служения медсестёр

Сегодня 12 мая. Всемирный день медицинских сестер.
О важности служения медсестёр — священник Стахий Колотвин.
Господь гордым противится, а смиренным дает благодать. Эти слова напоминают каждому христианину о важности смиренного и скромного труда. Конечно, если мы смотрим на врачей, то это восхитительная специальность, это героическая специальность. Люди спасают ближнего, помогают, утоляют наши страдания, и сам Господь недаром носит эпитет «Врач и душ и телес». Но тем не менее, сегодня мы вспоминаем медицинских сестер. Тех людей, которые не стали великими научными светилами. Тех людей, которые, возможно, не имеют технических способностей провести тяжёлую операцию. Которые берут на себя заботу о наших немощах. Когда ты приходишь ко врачу, то от того, как встретит тебя медицинская сестра, зависит твоё расположение. Зависит твоё спокойствие. Психосоматику никто не отменял. Если ты будешь спокойнее, то будет уверенней врач. Ему проще будет тебя лечить. Кроме того, это служение помощи и заботы. Поэтому я тоже вдохновляюсь примером медицинских сестер, сестер милосердия. И мы в каждом деле должны бежать и не первенствовать, а должны помогать ближнему. Потому что если где-то мы от первенства уклонимся, Господь не осудит. А если мы смиренно ближнему не поможем, как это делают замечательные наши медицинские сестры, то тут, конечно, спрос у нас будет особый.
Все выпуски программы Актуальная тема