Есть такое понятие — контркультура. Это культура, построенная на отрицании ценностей, преобладающих в обществе. Классический пример — хиппи 70-тых годов прошлого века, отвергающие ценности успеха, достатка, карьеры, семейной жизни. Пока родители в аккуратных костюмчиках шли в церковь, их чада бесновались на рок-концерте. До них были битники, после них — панки, металлисты, готы... молодым людям, которые находят мир взрослых невыносимо лицемерным и угнетающим, хочется побунтовать.
Долой систему! - восклицают бунтари (чаще юные, но не только). Это — довольно старое явление, и мы хорошо знаем, чем все заканчивается. Встраиванием в ту самую систему, против которой поднимался бунт. Рынок реагирует моментально — и выдает на прилавки соответствующие фенечки и наряды, записи контркультурных групп, шоу-бизнес тут же проглатывает и переваривает лидеров протеста — да они и не возражают.
Вызов, брошенный «системе» оказывается чем-то, происходящим внутри той же самой системы. Все попытки «думать вне ящика» происходят внутри этого ящика.
Но есть то, что действительно бросает вызов «системе» на самом глубоком уровне. Это Евангелие.
Христианская этика отвергает две самые глубокие страсти, которые господствуют в мире — половую невоздержанность и насилие. Обе они имеют один и тот же корень — восприятие ближнего в качестве объекта, который может быть использован для удовлетворения своих желаний, или устранен, если он этим желаниям мешает. Мир ломится в двери Церкви с требованием благословить его блуд и его насилие. На западных христиан больше наседают с требованиями благословить блуд — в первую очередь, противоестественный, но, там где благословляют его, не имеют причин возражать против какого бы то ни было блуда вообще.
У нас, в восточной Европе, мир больше требует насилия, называя его «борьбой со злом», «патриотизмом» или «священным долгом».
Это давление со стороны мира является настолько мощным, настолько оглушительным, настолько всепроникающим, что многие христиане прогибаются. Нет недостатка в богословах, которые всегда готовы разъяснить несколько шокированным единоверцам, что блуд или убийство, на самом-то деле, это такое проявление любви Христовой.
Но Евангелие говорит «нет» - и остается глубоко контркультурным, бросающим вызов, идущим наперекор миру сему. Если Вы действительно решили взбунтоваться против этого мира — держитесь за слово Божие.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема