
Женился один извозчик. Привёл он после свадьбы в дом молодую жену и говорит ей:
— Теперь мы с тобой славно заживём! Я буду работать, ты по дому хозяйничать. Работы я не боюсь, хоть с рассвета до темна могу лошадь погонять. Но уж зато как приеду домой — баста! Всё остальное твоё дело. Как только я остановлю повозку возле ворот и крикну: «Эй, жена, вводи лошадь!» — ты скорее выбегай во двор и лошадь распрягай.
— Вот ещё! — говорит жена. — Стану я с твоей лошадью возиться.
— Как же с ней не возиться, ведь лошадь после трудового дня распрячь, накормить, напоить нужно.
— Говорю тебе, — отвечает молодая супруга, — что я к твоей лошади даже и не притронусь.
— Почему это?
— Потому что не женское это дело. Не тому меня в доме у отца с матерью обучали.
— Ты не беспокойся, — сказал возчик, — я тебя всему научу. Введёшь ты во двор лошадь...
— Не введу!
— То есть как это не введёшь, если я крикнул: «Эй, вводи!»?
— Ты крикнешь, а я ни с места. Мне надо голодных детей кормить, а не с твоей лошадью заниматься.
— Ох, не серди меня, — разозлился муж, — лучше введи лошадь.
— Не введу! — закричала жена.
— Вводи сейчас же!
— Не введу!
— Вводи!
— Не введу!
Недаром говорят: аппетит приходит с первым куском, а ссора — с первым бранным словом.
И так возница с молодой женой громко, на всю улицу ругались, что на шум сосед прибежал. Спрашивает он молодожёнов:
— Что это у вас делается? Из-за чего спор, такой сыр-бор?
Муж начал ему объяснять:
— Да вот, жена совсем не хочет мне помогать. Я ей говорю: «Введи лошадь», а она говорит: «Не введу».
— Не введу! — стоит на своём жена. — Даже и не прости! А когда я буду детей кормить и всякую работу по дому делать?
— Но разве ты не знала, за кого замуж выходишь? — не унимался возница. Я тебе последний раз говорю: не серди меня понапрасну, вводи лошадь!
— Не введу!
— Как же это нехорошо: с первых же дней ссориться, — говорит сосед. — Знаете, что? Давайте сегодня я введу во двор лошадь. Где она у тебя стоит?
— Да, видите ли, — замялся возница, — пока что у меня нет своей лошади, я на чужой езжу. Свою лошадь я только собираюсь купить.
— Ну и ну! — удивился сосед. — А про каких вы тут голодных детей толковали? Может, вам какая-то помощь нужна?
— У нас пока нет детей, — говорит жена возницы. — Я ещё только собираюсь их родить.
Ох уж эти вечные споры и перекоры! Как часто люди ссорятся из-за сущих пустяков, а бывает — и вовсе из-за пустого места.
(по мотивам итальянской народной сказки)
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова