2 Пет., 67 зач., II, 9-22.
Глава 2.
9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,
10 а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших,
11 тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда.
12 Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.
13 Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.
14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.
15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,
16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.
17 Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы.
18 Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.
19 Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.
20 Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.
21 Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.
22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В истории еврейского народа есть такой эпизод. Когда Израиль возвращался из египетского рабства домой, в Палестину, он должен был пройти через территорию современной Иордании. В то время там проживало враждебное племя моавитян. Их царь, прослышав про ряд блестящих побед, которые одержали евреи над соседними народами, испугался и решил прибегнуть к помощи магии в борьбе с неприятелем. Для этого он призвал человека по имени Валаам. О нем шла молва, как о великом маге, чародее и прорицателе. Действительно, Валаам был очень неординарной личностью. По причине нам до конца непонятной он мог общаться не только с божествами язычников. В той истории, о которой нам рассказывает Библия, он общается с Самим Богом Израиля. Господь запрещает прорицателю идти к языческому царю, чтобы проклясть евреев, ведь они находятся под защитой Творца. Однако тщеславие и деньги, которые посулили Валааму царские посланники, сделали свое дело. Несмотря на предостережения, он согласился выполнить работу. Однако к недоумению и ужасу окружающих вместо того, чтобы проклясть, он против своей воли благословил Израиль. В итоге вся эта история закончилась для Валаама печально. Человек, который мог бы стать истинным пророком Бога, был побежден собственными страстями: в первую очередь гордыней, тщеславием и сребролюбием. Писание очень кратко говорит о его дальнейшей судьбе: был убит в ходе битвы, в которой Израиль в буквальном смысле уничтожил армию язычников.
Именно эту историю вспоминает сегодня апостол Петр, обращаясь в первую очередь к христианам. По сути, он призывает нас внимательно следить за тем, какие мотивы нами движут, когда мы выступаем против тех, кого поставил над нами Промысел Божий. Зачастую недовольства человека по отношению к вышестоящему начальству не имеют ничего общего с желанием восстановить правду Божию. Завуалированно в нем могут действовать самые низменные страсти: дерзость, своеволие, наглость и самодовольство. Подобный человек думает лишь о собственных обидах и совершенно не принимает в расчет существование духовного мира и того, что события нашей жизни направляет Сам Бог. А потому как Валаам он готов поднять руку на того, о ком у Бога есть особый замысел. Поэтому в пример нам апостол Петр приводит ангелов. Ведь они по сравнению с человеком существа совершенные. Кому как не им можно было бы выдвинуть массу обвинений против людей и требовать от Бога справедливого наказания каждому из нас. Однако они не делают этого, поскольку знают, что в основе творения Господь установил не закон справедливого воздаяния, а закон милости, снисхождения и любви.
Помня об этом, не будем и мы впадать в осуждение и злословие. Постараемся находить в себе силы снисходить к немощам тех, кто нас окружает и, в частности, к немощам тех, кого Божий Промысл поставил выше нас. Чтобы однажды, когда придет наш черед, Господь не вспомнил бы он наших грехах, но проявил бы снисхождение и покрыл бы нас Своей милостью и любовью.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.